24 марта 2019, 07:19

Мосэкомониторинг счел необоснованным деление Москвы на районы с чистым и грязным воздухом

Специалисты уверены, что представленный порталом "Яндекс.Недвижимость" анализ качества атмосферы города не учитывает целый ряд обстоятельств

МОСКВА, 24 марта. /ТАСС/. "Мосэкомониторинг" (подведомственен Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Москвы) назвал необоснованным ранжирование районов Москвы по признаку чистоты воздуха. Представленный порталом "Яндекс.Недвижимость" анализ качества атмосферы столицы не учитывает целый ряд обстоятельств, сообщили ТАСС в пресс-службе учреждения.

22 марта "Яндекс.Недвижимость" опубликовала топ-10 самых загазованных районов Москвы и округов Санкт-Петербурга. К самым неблагополучным в столице отнесли Замоскворечье, Якиманку, Арбат, Таганский и Тверской районы, Хамовники, Южнопортовый, Мещанский, Пресненский и Даниловский районы в порядке убывания. Анализировались усредненные данные 2018 года о концентрации основных составляющих выхлопного газа (угарного газа (CO), углекислого газа (CO2), озона (O3), диоксида азота (NO2), сернистого газа/диоксида серы (SO2) и мелкодисперсной пыли PM10 и PM2,5) с учетом спутниковых снимков, открытых источников о качестве воздуха, транспортной ситуации, погоде и расположении промышленных объектов.

"Говорить о влиянии автотрассы на территорию всего района является некорректным, так как выбросы от автомагистрали, которая является приземным источником, ограничиваются первым эшелоном застройки. Для всех загрязняющих веществ характерна высокая пространственная изменчивость. На протяжении нескольких сотен метров уровни загрязнения могут существенно отличаться. Таким образом, деление районов Москвы в пределах их административных границ на "чистые" и "грязные" не является обоснованным", - пояснили ТАСС в "Мосэкомониторинге".

К тому же, отметили в учреждении, уровень загрязнения атмосферного воздуха меняется в течение суток. Дополнительно к этому авторы исследования, опубликованного "Яндексом", не учли рельеф города и застройки, из-за которой концентрация загрязняющих веществ в разных точках может отличаться в несколько раз, указали в "Мосэкомониторинге".

Специалисты также подчеркнули, что достоверную информацию могут получить только аккредитованные и лицензированные лаборатории. А на Таганской площади, Якиманке и в некоторых других районах отсутствуют аккредитованные и лицензированные посты наблюдения. Но даже если бы посты наблюдения были, то, как отметили в "Мосэкомониторинге", для сравнительной аналитики районов необходимо было бы провести серии измерений по одинаковым методикам: сроки, место, время замеров и перечень изучаемых веществ.

Меры по снижению загазованности

"В Москве на долю автотранспортных средств приходится более 90% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В связи с этим с 2010 года правительство Москвы проводит планомерную, сбалансированную политику в части снижения интенсивности транспортных потоков и принимает ряд мер, направленных на улучшение экологической обстановки и снижения загрязнения воздуха от автотранспорта <…> Новая транспортная политика Москвы предусматривает эффективные меры в области улучшения экологических характеристик городского автопарка, снижения "заторов" и улучшения условий движения в целом, регулирования парковочного пространства, увеличения количества жителей, которые пользуются общественным транспортом", - добавили в "Мосэкомониторинге".

Так, увеличивается связанность улично-дорожной сети, чтобы сократить пробег автомобилей, развивается общественный транспорт, в первую очередь электрический. В пресс-службе также напомнили о запретах с 1 сентября 2015 года въезда на МКАД и в пределы МКАД всех автобусов с экологическими характеристиками хуже Евро-3, с января 2017 года въезда на МКАД и территорию города в пределах МКАД грузовых транспортных средств с экологическими характеристиками хуже Евро-2, а в пределы Третьего транспортного кольца (ТТК) и на ТТК въезда транспорта с экологическими характеристиками хуже Евро-3. Также в городе развивают такси и каршеринг.

Сейчас более 62% автотранспортных средств в Москве соответствуют стандарту экологического класса Евро-4 и выше. По сравнению с 2010 годом их доля увеличилась более чем в два раза. "Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта за последние восемь лет сократились более чем на 140 тыс. тонн. За последние пять лет в сравнении с 2014 годом произошло снижение среднегодовых концентраций оксида азота на 39% и взвешенных частиц на 34%", - резюмировали в ведомстве. 

Теги:
Россия