МОСКВА, 2 апреля. /ТАСС/. Мэр Москвы Сергей Собянин открыл во вторник дилерский центр Mercedes в здании бывшего модельного цеха ЗИЛ, передает корреспондент ТАСС.
"Территория бывшего ЗИЛа постепенно наполняется жизнью: уже работает станция Московского центрального кольца, в ледовом дворце играют в большой хоккей, в центре водных видов спорта тренируются будущие звезды синхронного плавания. В новый парк ["Тюфелева роща"] приезжают отдыхающие со всей Москвы, сданы в эксплуатацию первые жилые дома, идет строительство улиц и крупнейшей в России школы. Сегодня мы открываем еще один важный для этого района объект - дилерский центр компании Mercedes, - сказал Собянин.
По его словам, для размещения дилерского центра было выбрано историческое здание бывшего модельного цеха ЗИЛа, построенное в 1934-1937 годы по проекту группы архитекторов института Промстрой, общая площадь здания - 19,7 тыс. кв. м. Модельный цех служил своеобразным парадным входом всего ансамбля ЗИЛа: с него начиналась главная внутренняя магистраль, сформированная зданиями основных цехов завода, каждый из которых признан сегодня образцом промышленного конструктивизма.
"Модельный цех ЗИЛа еще несколько лет назад представлял печальное зрелище, объект на глазах разрушался. Тем не менее, несмотря на то, что он не был объектом культурного наследия, это знаковый объект советского конструктивизма, который очень хотелось бы сохранить. <...> Помимо того, что здание было воссоздано, здесь созданы сотни новых рабочих мест, это новая точка, которая дает новые доходы городу", - подчеркнул градоначальник.
Сохранение облика здания
Как уточнили в пресс-службе столичной мэрии, в ходе реорганизации территории ЗИЛа планировочную структуру завода было решено оставить в неприкосновенности, в частности, свою парадную функцию должно было сохранить и здание бывшего модельного цеха. При разработке проекта его воссоздания перед архитекторами стояла задача максимально сохранить историческую аутентичность и создать пространство, отвечающее строгим стандартам премиальных автомобильных марок.
В решении этой задачи приняли участие московское архитектурное бюро Kleinewelt Architekten, архитектурное бюро компании "Авилон", немецкое международное бюро Merz&Merz под руководством Ханса Гюнтера Мерца и архитектор Мартин Шмидт. Архитекторы предложили сохранить исторические фасады модельного цеха, выходящие на Автозаводскую улицу. Однако ввиду аварийного состояния здания, во избежание обрушений и потерь важных архитектурных элементов, эти фасады пришлось разобрать вручную, а затем смонтировать заново.
Часть фрагментов здания была отреставрирована, другие пришлось воссоздавать заново по архивным и обмерным чертежам. Таким образом, удалось в значительной степени сохранить первоначальный облик фасада. Архитектурный объем здания был расширен за счет панорамного остекления. С помощью самых стеклянных панелей достигнут уникальный уровень естественного освещения.
Проект реконструкции и дальнейшего приспособления здания был согласован с Департаментом культурного наследия города Москвы.
О застройке бывшего ЗИЛа
Завод имени Лихачева (ЗИЛ) был основан в 1916 году. С 1924 по 2009 год он выпустил около 8 млн грузовых автомобилей, 40 тыс. автобусов и 12 тыс. легковых автомобилей, холодильники, велосипеды. К началу XXI века территория начала приобретать признаки "депрессивной" и приносила городу 1-2 млрд рублей убытков ежегодно. В 2013 году производство на заводе было приостановлено.
Власти Москвы приняли проект перепланировки территории завода. В целом реализация проекта по реорганизации бывшей промзоны займет около 10-15 лет, будет реновировано 392 га - это самый большой проект обновления бывшей промышленной зоны в Европе. Общая площадь застройки ЗИЛа и прилегающих к нему территорий - 6,4 млн кв. м, из которых 4,7 млн кв. м находятся непосредственно на заводской земле. Всего у глобального проекта 11 очередей запуска. Среди девелоперов территории - "Группа ЛСР", "АФК Система", КГ "ТЭН".
Промзону разделили на девять частей для строительства жилых микрорайонов, делового центра, парка, спортивного кластера и предприятия по производству автомобилей. В итоге здесь должен появиться "город в городе" с транспортной инфраструктурой, рабочими местами, социальными объектами, велодорожками, площадками для отдыха и творчества и даже филиал петербургского "Эрмитажа". По решению властей города, улицы, бульвары и проспекты назовут именами знаменитых художников (например, Петра Кончаловоского), работников ЗИЛа, его основателей и директора.
Некоторые бывшие заводские корпуса сохранят и переделают под деловые центры. Автомобильное сборочное производство ЗИЛа оставят, но площадь цехов станет меньше. От жилья их отделит зеленая зона.