МОСКВА, 26 апреля. /ТАСС/. Большинство стартапов в Москве испытывает сложности в поиске инвестиций, сообщается в исследовании Агентства инноваций Москвы.
По данным аналитики, 47% основателям стартапов трудно найти финансирование своих проектов, а вероятность того, что инвестор найдет проект сам составляет всего 14%.
У 67% московских предпринимателей (по данным исследования Агентства инноваций Москвы) был опыт привлечения инвестиций. 80% респондентов ведет бизнес в Москве, преимущественно в B2B секторе. Как правило, их проектам не больше трех лет.
Еще одно исследование Агентства инноваций Москвы (О "Рынке венчурных инвестиций Москвы 2020") говорит о том, что Москва входит в топ-10 городов Европы по объему венчурного капитала. Однако более глубокое изучение экосистемы показало, что предприниматели испытывают сложности с финансированием. Стартаперы считают, что требования к их проектам слишком высоки, а по мнению инвесторов, на столичном рынке крайне мало действительно проработанных технологических проектов.
"Наш аналитический центр провел исследование, чтобы понять текущий инвестиционный климат в Москве, результаты оказались неутешительными. Своей главной задачей мы видим содействие стартапам в поиске ресурсов - к нам обращаются фаундеры из самых разных отраслей, мы стараемся, чтобы их проекты успешно запускались и продолжали свое развитие. Надеемся, что ситуация со столичным венчуром изменится в пользу основателей, чьи стартапы действительно заслуживают внимания инвесторов", - прокомментировала заместитель гендиректора Агентства инноваций города Москвы Ксения Борбачева.
Самым популярным ответом фаундеров стал недостаток заинтересованности инвесторов в их отрасли - такого мнения придерживается 42% основателей проектов, которым не удалось найти финансирование. Среди других причин - завышенные ожидания инвесторов (38%) и закрытость инвестора от возможных контактов (31%). Документооборот, бюрократия и внутренняя конкуренция не были обозначены в числе острых проблем.
Где стартапы ищут инвестиции?
Проблема поиска средств, по мнению аналитиков, вызвана низкой осведомленностью предпринимателей о государственных программах финансирования. Каждый второй стартап пытается привлечь инвестора через частные компании и бизнес-ангелов. Этот способ выглядит привлекательным, однако частные компании не всегда бывают щедры и заинтересовать их значительно сложнее. Есть еще одна причина: предприниматели попросту не знают о вариантах государственной поддержки. Новые игроки, как правило, ограничиваются технологическими конкурсами и хакатонами.
"Сотрудничество стартапа и корпорации будет успешным, если ваша технология действительно востребована и пока широко не представлена на рынке готовых решений, если ваша команда укомплектована и в ней есть люди с уникальными компетенциями, а также если вы готовы адаптировать решение под нужды компании. Даже если с какой-то компанией не получилось поработать, но впечатления от испытаний были положительные, эта обратная связь может пригодиться при сотрудничестве с другим заказчиком. Мы часто общаемся с представителями других компаний в рамках различных акселерационных программ, обмениваемся опытом и полезными контактами", - рассказал стартап-скаут компании "Северсталь" Дмитрий Чисников.
На что стартапы ищут инвестиции
45% участников вышеупомянутого исследования отметили, что в основном привлеченные средства инвестируют в расширение команды (это подтверждает повышение ценности человеческого капитала и персональных компетенций). 33% респондентов вкладываются в модернизацию продукта, а 30% - в увеличение оборота и закупку оборудования.
Пандемия разделила историю венчурного рынка на "до" и "после": появился разрыв между наиболее и наименее привлекательными для инвесторов секторами рынка - главным показателем стал общий объем инвестиций в отрасль и количество сделок. Наиболее привлекательными отраслями стали образование, финансы, здравоохранение, игры и стриминг. Транспорт, логистика, спорт, потребительские товары, CleanTech и недвижимость также вызывают живой интерес у инвесторов: количество сделок растет, но объем финансирования заметно снижается. А вот промышленность, медиа, туризм, ПО для бизнеса, кибербезопасность и телеком стали менее привлекательными сферами для инвесторов.