13 АПР, 10:00

Александра Шафорост: я стала предпринимателем только после рождения ребенка

Основатель компании по производству домашнего печенья и снэков для здорового питания рассказала ТАСС, как дети влияют на формирование своего дела и почему в малом бизнесе быть мамой это плюс

Карьера топ-менеджера в крупных международных структурах, успешные сделки, возможность запускать глобальные многомиллионные проекты - у нынешнего предпринимателя Александры Шафорост всего этого было в избытке. Однако с рождением ребенка жизненные приоритеты сместились в сторону семьи. 

Не бойтесь крутых поворотов

"В 2007 году у меня родился сын, сознание поменялось и трансформировалось. В 35 лет, находясь на позиции вице-президента международной консалтинговой компании, я поняла, что хочу воспитывать ребенка без помощи нянь и по максимуму инвестировать свое время и средства в его развитие и воспитание. Так появился новый долгосрочный проект под названием Марк, а, следовательно, произошел крутой поворот в жизни", - вспоминает Шафорост.

Александра Шафорост дала себе время на принятие непростого решения, четко обозначила цели на дальнейшую жизнь и сформировала инструменты для осуществления желаемого.

"Первые три года, во время декретного отпуска, мы с Марком росли в разных частях мира и учились новому друг у друга. За этот период я поняла, что совместить воспитание ребенка с прошлой корпоративной жизнью будет сложно. Я отдавала себе отчет, что отказываюсь от хороших денег и успешной карьеры, но сын для меня был более амбициозным планом на ближайшие лет 70. Это намного круче всех международных проектов, вместе взятых. Поэтому я приняла решение строить собственный бизнес", - говорит она.

Оставалось только понять, как и на чем можно заработать, чтобы потребности ребенка оставались главным приоритетом, в рамках которого можно развивать собственное дело.

Бизнес, построенный вокруг ребенка

"Своему ребенку всегда хочешь дать самое лучшее. Мне даже не пришлось проводить мини-исследование, чтобы определить нишу для бизнеса. Все решилось благодаря одной физиологической особенности Марка, а также моей любви к еде, помноженной на время и желание творить", - отмечает Шафорост.

Она вспоминает, что переехав из США в Москву после завершения карьеры топ-менеджера, не только наконец-то вновь увидела любимую архитектуру российской столицы, но и столкнулась с аллергической реакции ребенка на белый сахар, который неизменно присутствовал во всех продаваемых сладостях в столичных магазинах. У малыша постоянно краснели щеки.

"В три года Марк пошел в детский сад, на полдник детям давали вафли, в которых присутствовал белый сахар. За рубежом мы обычно покупали десерты с фруктозой (прим. - фруктовый сахар), но в Москве с этим возникли сложности", - добавляет она.

Чтобы не оставлять ребенка без полдника, Александра стала печь домашние печенья и давать Марку с собой.

"Я начала печь печенье для Марка, так как постоянно запрещать ему вафли и оставлять без десерта, не хотелось. Постепенно другие дети из группы распробовали наше печенье, сделанное на меде и тростниковом сахаре, им очень понравилось. Тогда появилась идея поставлять печенье в детсад. В конце 2011 года я создала компанию ООО "Общество с Натуральным Вкусом №1", а в 2012 году заключила свой первый контракт на поставку с нашим детским садом. Вот такой был первый предпринимательский опыт", - подчеркивает Шафорост.

Новые идеи - основная мотивация предпринимателя

Новые идеи для бизнеса появлялись у Александры Шафорост по мере роста Марка.

"Продуктовая линейка развивалась, как только сын стал старше и мог завтракать сам. Он стал есть гранолу (прим. -  снэк, содержащий плющеную овсяную крупу, орехи, сухофрукты). Мне же удалось сбросить с себя ежедневную обязанность готовить по утрам, Марк насыпает гранолу, заливает кефиром, а я занимаюсь в утреннее время собой - все счастливы", - смеется Шафорост.

После того как сын пошел в школу, Александра разработала несколько видов эргономичных упаковок печенья и гранолы, продукты помещались в маленькие боковые кармашки школьного рюкзака. В дальнейшем Александра Шафорост решила создать хрустящие снэки с натуральным и здоровым составом и выпустить их в качестве аналога популярным в школьной среде чипсам. Задумка бизнес-леди заключалась в том, чтобы снэки хрустели так же, как и чипсы, но при этом не причиняли вреда здоровью. Так появились хрустящие "фрустики" под брендом Marc&Фиса, содержащие только полезные компоненты, понятные даже детям: один фрукт, один овощ и несколько видов злаков.

Продуктовые сети на абордаж

В 2012 году после тестирования различных форматов продажи печенья - от маленьких розничных точек продаж в магазинах и торговых центрах до реализации через интернет - проект по производству домашнего печенья начал укрупняться. В какой-то момент пришло понимание, что необходимо масштабировать домашние "печеньки" на крупные продуктовые федеральные сети.

"Так как печенье изготовлялось только из натуральных высококачественных ингредиентов, то я поняла, что позиционировать продукт следует в премиальном сегменте. Первым продуктовым магазином, где начали продавать домашнее печенье под брендом "Marс 100% натурально", стал универмаг "Цветной". Я принесла на пробу категорийному менеджеру универмага свое печенье без упаковки. Его вердикт был положительным, они согласились взять товар на реализацию, но с условием, что будет разработана упаковка и увеличен срок хранения печенья", - вспоминает Шафорост.

Александра смогла переформатировать печенье под требования магазина. Она увеличила срок хранения на несколько месяцев за счет слегка измененной рецептуры, не прибегая к добавлению искусственных добавок и консервантов, а также разработала привлекательный дизайн упаковки.

"Изменение концепции бизнес-модели согласно запросу сетей и дальнейшая поставка продукции уже в рамках нового формата не потребовала много средств. На покупку оборудования, запуск и дизайн упаковки ушло не более 1 млн рублей моих личных денег. Намного больше времени я потратила на то, чтобы изменить подход крупных больших продуктовых федеральных сетей к работе с поставщиками из сегмента малого бизнеса", - делится воспоминаниями Шафорост.

Превращайте недостатки в достоинства

По словам предпринимателя, многие крупные федеральные сети считали, что маленьким продовольственным компаниям, которые очень хотят "встать" на полку, можно диктовать свои условия.

"Активному продвижению нашей продукции на федеральные рынки достаточно сильно поспособствовало продовольственное эмбарго 2014 года. Тогда многие иностранные аналоги исчезли с полок или взлетели в цене. Появилась возможность заместить их продукцию нашей. Сначала крупные сети не верили в мой продукт, который, к слову, при цене 300 рублей за упаковку стоит в одном ряду с зарубежными производителями премиального печенья", - вспоминает она.

По ее словам, многие закупщики посчитали именно российское производство в своем роде недостатком. А некоторые, ознакомившись с упаковкой и попробовав печенье говорили, что компании Шарофост будет сложно себя зарекомендовать, как отечественного производителя. Якобы у покупателей сформировался стереотип: российское печенье дешевое и примитивное, а иностранные кондитерские изделия - дорогие и необычные.

"Но я была мамой потрясающего мальчика Марка, а он ел самое лучшее печенье, которое я смогла для него сделать. Кроме того, я очень требовательно отношусь к качеству каждого ингредиента нашей продукции. Поэтому в своем печенье я была уверена на 100%", - отмечает Шафорост.

Эта уверенность вскоре позволила Александре Шафорост разместить свой продукт на полках многих федеральных продуктовых сетей, в частности, "Азбука вкуса", "Перекресток", "Metro Cash and Carry", "ВкусВилл", "Карусель". Печенье продавалось даже в школах.

"Очень хороший навык в предпринимательстве - это умение превращать недостатки в достоинства, то есть посмотреть на свой бизнес под другим углом и найти новые инструменты для его развития, основываясь на уже имеющихся данных", - отмечает она.

По ее словам, так в 2015 году именно из-за эмбарго и изменения курса рубля мы создали целую новую линейку снэков, печенья, каш на основе только российского сырья в среднем ценовом сегменте. Кризис для бизнеса Александры Шафорост стал трамплином для роста, и сегодня именно линейка более бюджетных продуктов под брендом Marc&Фиса является локомотивом развития компании.

По словам бизнес-леди, одним из полезных инструментов по "превращению" идеи в эффективный бизнес может служить портал поддержки малого и среднего предпринимательства "Бизнес-навигатор МСП".

"Как-то я зарегистрировалась в электронной системе "Бизнес-навигатора МСП" и просто протестировала свой вид бизнеса, как розничный. Сделала несколько полезных для себя выводов, начиная с того, где в обозримом будущем искать господдержку для расширения своего бизнеса и заканчивая актуальной базой предложений по аренде помещения под производство и средних цифр по стоимости франшиз", - добавляет предпринимательница.

Дальше-больше

В дальнейших планах у Александры Шафорост начать полноценные экспортные поставки продукции на зарубежные рынки. Пока частично это удается делать через партнеров и друзей. "Сегодня бизнес в России может самостоятельно развиваться без моего постоянного надзора, но, конечно же, с маленькой, но сильной командой единомышленников и с сильным управляющим. Нам сейчас очень интересны зарубежные рынки для экспортных поставок, в особенности, китайский. Если в обозримом будущем перспективы по части экспортных поставок нашей продукции, а сейчас это уже 40 позиций, на китайский рынок будут достаточно высокими, то я готова к еще одному крутому повороту в своей жизни. Марк же пока учит китайский язык", - улыбается Шафорост.

Беседовала Юлия Ермилова

Читать на tass.ru