Александра Шафорост: я стала предпринимателем только после рождения ребенка

Карьера топ-менеджера в крупных международных структурах, успешные сделки, возможность запускать глобальные многомиллионные проекты - у нынешнего предпринимателя Александры Шафорост всего этого было в избытке. Однако с рождением ребенка жизненные приоритеты сместились в сторону семьи.
Не бойтесь крутых поворотов
"В 2007 году у меня родился сын, сознание поменялось и трансформировалось. В 35 лет, находясь на позиции вице-президента международной консалтинговой компании, я поняла, что хочу воспитывать ребенка без помощи нянь и по максимуму инвестировать свое время и средства в его развитие и воспитание. Так появился новый долгосрочный проект под названием Марк, а, следовательно, произошел крутой поворот в жизни", - вспоминает Шафорост.
Александра Шафорост дала себе время на принятие непростого решения, четко обозначила цели на дальнейшую жизнь и сформировала инструменты для осуществления желаемого.
"Первые три года, во время декретного отпуска, мы с Марком росли в разных частях мира и учились новому друг у друга. За этот период я поняла, что совместить воспитание ребенка с прошлой корпоративной жизнью будет сложно. Я отдавала себе отчет, что отказываюсь от хороших денег и успешной карьеры, но сын для меня был более амбициозным планом на ближайшие лет 70. Это намного круче всех международных проектов, вместе взятых. Поэтому я приняла решение строить собственный бизнес", - говорит она.
Оставалось только понять, как и на чем можно заработать, чтобы потребности ребенка оставались главным приоритетом, в рамках которого можно развивать собственное дело.
Бизнес, построенный вокруг ребенка
"Своему ребенку всегда хочешь дать самое лучшее. Мне даже не пришлось проводить мини-исследование, чтобы определить нишу для бизнеса. Все решилось благодаря одной физиологической особенности Марка, а также моей любви к еде, помноженной на время и желание творить", - отмечает Шафорост.
Она вспоминает, что переехав из США в Москву после завершения карьеры топ-менеджера, не только наконец-то вновь увидела любимую архитектуру российской столицы, но и столкнулась с аллергической реакции ребенка на белый сахар, который неизменно присутствовал во всех продаваемых сладостях в столичных магазинах. У малыша постоянно краснели щеки.
"В три года Марк пошел в детский сад, на полдник детям давали вафли, в которых присутствовал белый сахар. За рубежом мы обычно покупали десерты с фруктозой (прим. - фруктовый сахар), но в Москве с этим возникли сложности", - добавляет она.
Чтобы не оставлять ребенка без полдника, Александра стала печь домашние печенья и давать Марку с собой.
"Я начала печь печенье для Марка, так как постоянно запрещать ему вафли и оставлять без десерта, не хотелось. Постепенно другие дети из группы распробовали наше печенье, сделанное на меде и тростниковом сахаре, им очень понравилось. Тогда появилась идея поставлять печенье в детсад. В конце 2011 года я создала компанию ООО "Общество с Натуральным Вкусом №1", а в 2012 году заключила свой первый контракт на поставку с нашим детским садом. Вот такой был первый предпринимательский опыт", - подчеркивает Шафорост.
Новые идеи - основная мотивация предпринимателя
Новые идеи для бизнеса появлялись у Александры Шафорост по мере роста Марка.
"Продуктовая линейка развивалась, как только сын стал старше и мог завтракать сам. Он стал есть гранолу (прим. - снэк, содержащий плющеную овсяную крупу, орехи, сухофрукты). Мне же удалось сбросить с себя ежедневную обязанность готовить по утрам, Марк насыпает гранолу, заливает кефиром, а я занимаюсь в утреннее время собой - все счастливы", - смеется Шафорост.
После того как сын пошел в школу, Александра разработала несколько видов эргономичных упаковок печенья и гранолы, продукты помещались в маленькие боковые кармашки школьного рюкзака. В дальнейшем Александра Шафорост решила создать хрустящие снэки с натуральным и здоровым составом и выпустить их в качестве аналога популярным в школьной среде чипсам. Задумка бизнес-леди заключалась в том, чтобы снэки хрустели так же, как и чипсы, но при этом не причиняли вреда здоровью. Так появились хрустящие "фрустики" под брендом Marc&Фиса, содержащие только полезные компоненты, понятные даже детям: один фрукт, один овощ и несколько видов злаков.

Продуктовые сети на абордаж
В 2012 году после тестирования различных форматов продажи печенья - от маленьких розничных точек продаж в магазинах и торговых центрах до реализации через интернет - проект по производству домашнего печенья начал укрупняться. В какой-то момент пришло понимание, что необходимо масштабировать домашние "печеньки" на крупные продуктовые федеральные сети.
"Так как печенье изготовлялось только из натуральных высококачественных ингредиентов, то я поняла, что позиционировать продукт следует в премиальном сегменте. Первым продуктовым магазином, где начали продавать домашнее печенье под брендом "Marс 100% натурально", стал универмаг "Цветной". Я принесла на пробу категорийному менеджеру универмага свое печенье без упаковки. Его вердикт был положительным, они согласились взять товар на реализацию, но с условием, что будет разработана упаковка и увеличен срок хранения печенья", - вспоминает Шафорост.
Александра смогла переформатировать печенье под требования магазина. Она увеличила срок хранения на несколько месяцев за счет слегка измененной рецептуры, не прибегая к добавлению искусственных добавок и консервантов, а также разработала привлекательный дизайн упаковки.
"Изменение концепции бизнес-модели согласно запросу сетей и дальнейшая поставка продукции уже в рамках нового формата не потребовала много средств. На покупку оборудования, запуск и дизайн упаковки ушло не более 1 млн рублей моих личных денег. Намного больше времени я потратила на то, чтобы изменить подход крупных больших продуктовых федеральных сетей к работе с поставщиками из сегмента малого бизнеса", - делится воспоминаниями Шафорост.
Превращайте недостатки в достоинства
По словам предпринимателя, многие крупные федеральные сети считали, что маленьким продовольственным компаниям, которые очень хотят "встать" на полку, можно диктовать свои условия.
Читайте также
Фоторепортаж: предприниматель Александра Шафорост о производстве домашнего печенья

"Активному продвижению нашей продукции на федеральные рынки достаточно сильно поспособствовало продовольственное эмбарго 2014 года. Тогда многие иностранные аналоги исчезли с полок или взлетели в цене. Появилась возможность заместить их продукцию нашей. Сначала крупные сети не верили в мой продукт, который, к слову, при цене 300 рублей за упаковку стоит в одном ряду с зарубежными производителями премиального печенья", - вспоминает она.
По ее словам, многие закупщики посчитали именно российское производство в своем роде недостатком. А некоторые, ознакомившись с упаковкой и попробовав печенье говорили, что компании Шарофост будет сложно себя зарекомендовать, как отечественного производителя. Якобы у покупателей сформировался стереотип: российское печенье дешевое и примитивное, а иностранные кондитерские изделия - дорогие и необычные.
"Но я была мамой потрясающего мальчика Марка, а он ел самое лучшее печенье, которое я смогла для него сделать. Кроме того, я очень требовательно отношусь к качеству каждого ингредиента нашей продукции. Поэтому в своем печенье я была уверена на 100%", - отмечает Шафорост.
Эта уверенность вскоре позволила Александре Шафорост разместить свой продукт на полках многих федеральных продуктовых сетей, в частности, "Азбука вкуса", "Перекресток", "Metro Cash and Carry", "ВкусВилл", "Карусель". Печенье продавалось даже в школах.
"Очень хороший навык в предпринимательстве - это умение превращать недостатки в достоинства, то есть посмотреть на свой бизнес под другим углом и найти новые инструменты для его развития, основываясь на уже имеющихся данных", - отмечает она.
По ее словам, так в 2015 году именно из-за эмбарго и изменения курса рубля мы создали целую новую линейку снэков, печенья, каш на основе только российского сырья в среднем ценовом сегменте. Кризис для бизнеса Александры Шафорост стал трамплином для роста, и сегодня именно линейка более бюджетных продуктов под брендом Marc&Фиса является локомотивом развития компании.
По словам бизнес-леди, одним из полезных инструментов по "превращению" идеи в эффективный бизнес может служить портал поддержки малого и среднего предпринимательства "Бизнес-навигатор МСП".
"Как-то я зарегистрировалась в электронной системе "Бизнес-навигатора МСП" и просто протестировала свой вид бизнеса, как розничный. Сделала несколько полезных для себя выводов, начиная с того, где в обозримом будущем искать господдержку для расширения своего бизнеса и заканчивая актуальной базой предложений по аренде помещения под производство и средних цифр по стоимости франшиз", - добавляет предпринимательница.
Дальше-больше
В дальнейших планах у Александры Шафорост начать полноценные экспортные поставки продукции на зарубежные рынки. Пока частично это удается делать через партнеров и друзей. "Сегодня бизнес в России может самостоятельно развиваться без моего постоянного надзора, но, конечно же, с маленькой, но сильной командой единомышленников и с сильным управляющим. Нам сейчас очень интересны зарубежные рынки для экспортных поставок, в особенности, китайский. Если в обозримом будущем перспективы по части экспортных поставок нашей продукции, а сейчас это уже 40 позиций, на китайский рынок будут достаточно высокими, то я готова к еще одному крутому повороту в своей жизни. Марк же пока учит китайский язык", - улыбается Шафорост.
Беседовала Юлия Ермилова



