МОСКВА, 2 апреля. /Корр. ТАСС Юлия Ермилова/. Отрицательное отношение к профессии предпринимателя сформировалось у многих людей в России и сегодня, такое мнение высказали корреспонденту ТАСС общественники, чиновники и предприниматели.
Изначально эту тему подняли участники российского инвестиционного форума в рамках Дня молодежного предпринимательства в Сочи. Они обратили внимание на негативный образ предпринимателя в учебнике обществознания от автора Леонида Боголюбова из книги "Обществознание. 7 класс. Учебник. ФГОС" (издательство "Просвещение"). Одна из участниц, мать 14-летней школьницы, рассказала о том, что сфера предпринимательства далека от идеала: "На практике люди сталкиваются со стремлением предпринимателей к легкой наживе, нечестности и безразличием по отношению к общественным интересам".
Отсутствие профильных знаний у взрослых предпринимателей
Председатель комитета по развитию молодежного предпринимательства общероссийской общественной организации "Опора России" Артем Андросов намерен обратиться в Министерство образования и науки РФ, чтобы изменить подачу материала о предпринимателях в российских учебниках на более позитивный лад. "Мы намерены 5 и 6 апреля собраться с несколькими региональными отделениями "Опоры России" в Москве, чтобы обсудить вопрос формирования образа предпринимателя в школьных учебниках. По итогам обсуждения все предложения будут в виде дорожной карты направлены с Министерство образования и науки РФ", - отмечает Андросов.
По его словам, негативная информация о предпринимателе в учебнике Боголюбова достаточно плохо влияет на образ этой профессии. К примеру, там есть раздел "Обсудим вместе", где задаются не позитивные вопросы. К примеру, учащихся в книге спрашивают об их отношении к поговорке "Не обманешь - не продашь?", что по мнению Андросова лишь подкрепляет негативный образ предпринимателя в голове школьника.
"Содержание учебника [от автора Леонида Боголюбова] - это советское наследие, и нам надо понимать, что по факту реально последние 100 лет в стране было все, чтобы всячески уничтожить класс предприимчивых людей", - отмечает Андросов. По его мнению, во многих учебниках заложена "картинка" еще с 80-90-х годов, что предприниматели - это те люди, "которые живут из желания постоянной наживы, несмотря ни на какие интересы общества". "Многие учебники писались в 90-е, когда предприниматель реально являлся человеком, который искал свое место в системе, зачастую сталкиваясь с огромным количеством криминала и коррупции. И в данном случае это был не вопрос наживы, а вопрос выживания", - подчеркивает Андросов.
Бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов с позицией "Опоры" не согласился. Ранее в разговоре с корреспондентом ТАСС он отметил, что учебник Боголюбова критикуют незаслуженно. "Если не брать отдельные фразы, а вчитываться в текст в целом, то становится видно, что отношение к предпринимателям в нем демонстрируется вполне здравое и взвешенное, но другое дело, что профильные уроки по предпринимательству действительно могли бы быть введены в общеобразовательный курс как отдельный предмет, а не как часть курса "Обществознание", - посянет Титов. Он добавил, что в России есть и более глобальная проблема - отсутствие профильных знаний у взрослых предпринимателей.
Директор по внешним коммуникациям группы компаний "Просвещение" Сергей Григоренко считает, что негатив в адрес учебника по "Обществознанию", о котором говорит "Опора", является незаслуженным. "Напротив в учебнике говорится о сути предпринимательской деятельности, о важности ее этической стороны, роли предпринимательства в экономике страны, необходимости его поддержки. В качестве примера приводятся биографии выдающихся предпринимателей прошлого, подчеркивается, что "дельцы, не обладающие и опытом, пренебрегающие предпринимательской этикой, вытесняются профессиональными предпринимателями, грамотно и честно ведущие дело с пользой для себя и общества в целом", - объясняет Григоренко.
Сформировать положительный образ
По мнению Андросова, можно улучшить отношение к профессии предпринимательства в России путем позиционирования предпринимателя как работодателя.
"В Америке такое позиционирование сделано давно. Там ребятам со школьной скамьи внушается уважение к предпринимателю как к человеку, который создает рабочие места, а рабочие места - это стабильность любого общества. У нас этой парадигмы нет вообще, то есть когда говорят о предпринимателях, максимум говорят о налоговых отчислениях", - подчеркивает Андросов.
Бизнес-омбудсмен Титов согласился с "Опорой" в том, что в России необходимо сформировать образ предпринимателя в качестве человека, который формирует рабочие места.
"Что касается отношения к предпринимателям в целом, престижа этого занятия - то молодежь сегодня проявляет куда больше интереса к карьере чиновника, чем самостоятельному пути в бизнесе. И это неправильно, поскольку экономика прирастает не чиновниками. Она прирастает предпринимателями, и за осознание этого на государственном уровне я продолжаю бороться", - сказал Титов.
Пропаганда за счет историй успеха
Глава корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) Александр Браверман добавляет, что образ российского предпринимателя необходимо пропагандировать на конкретных историях успеха. "Придется тратить значительные средства в том, чтобы, если хотите, пропагандировать образ предпринимателя. Но пропагандировать его исключительно на историях успела, не общим разговором", - отмечает Браверман.
По его словам, в настоящее время в обществе сформировался искаженный образ предпринимателя. "Профессия предпринимателя является такой же почетной, как профессия врача, сталевара, спортсмена, учителя", - подчеркнул генеральный директор "Корпорация МСП".
Создатель бренда домашнего печенья и владелица компании из сектора малого бизнеса "Общества с натуральным вкусом № 1" Александра Шафорост поддерживает мнение Бравермана, считая, что детей нужно обучать тому, что предпринимательство - это положительная профессия.
"Детей нужно обучить тому, что предпринимательство - это положительная профессия, такая же, как и любая другая. Единственная разница в том, что ты несешь в таком случае социальную ответственность за тех людей, которых ты нанимаешь и по большому счету, ты становишься просто таким же работодателем, как и все остальные", - поясняет Шафорост. Она отметила, что было бы очень правильно приглашать в российские школы родителей учеников, которые бы рассказывали о своих профессиях.
"Я думаю, что это крайне полезно, когда приходят родители разных детей, которые занимаются совершенно разными профессиями: кто-то преподает, кто-то журналист, программист, врач, предприниматель и они на реальных примерах рассказывают о своей деятельности", - отмечает предприниматель. По ее словам, такие встречи должны быть частью обучения в школах. Кроме того, можно организовывать различные походы на различные предприятия, чтобы наглядно показать работу бизнеса, сформировав у детей более четкое понимание о профессии предпринимателя.
"Конечно, кто-то хочет быть космонавтом, а кто-то врачом. Но для понимания профессии всегда лучше послушать этих людей вживую. Кого-то из детей они смогут "зажечь", а кто-то из учеников поймет, что это не его путь", - отметила Шафорост.