19 октября 2018, 10:26

"Устрицы и перспективная грязь". Предпринимательница Приморья - о бизнес-романтике моря

Елена Щетинина. Дмитрий Ефремов/ ТАСС
Елена Щетинина

Жительница Дальнего Востока Елена Щетинина рассказала ТАСС о том, как был организован единый бизнес-комплекс на острове Русский, включающий добычу лечебных грязей, санаторий и хозяйство аквакультуры

Елена Щетинина выросла в семье предпринимателей. Уже с детства девушка знала, что будет работать в семейном бизнесе. Так, отучившись в институте на юриста, в 22 года Щетинина начала принимать участие в семейном бизнесе в 2008 году.

"У нашей семьи с 2000-х были в собственности объекты на острове Русский – разрушенные корпуса бывшей военной части, приобретенные за достаточно символические деньги. Процесс восстановления и становления был долгим – мы прошли путь от детского палаточного спортивного лагеря до санатория. Решение пойти по санаторно-курортному пути было принято в связи с открытием месторождения морских лечебных грязей в бухте Воевода, на берегу которой расположены корпуса. Так в итоге появился санаторий под названием "Белый лебедь", - вспоминает Елена.

По ее словам, сегодня работа санатория основана на ежедневной работе всей семьи. Самой Елене поначалу было непросто в работе с сотрудниками старшего возраста.

"В самом начале существовала некоторая неловкость в работе с сотрудниками, которые были значительно старше, но за три-четыре года я достаточно быстро освоилась в бизнесе, и все коммуникационные барьеры исчезли", - отмечает предпринимательница.

Вместе с семьей предпринимательница сосредоточила усилия на создании комфортной и удобной инфраструктуры для посетителей: так, была облагорожена территория санатория, созданы газоны, высажены кустарники и деревья. Сегодня при входе в оздоровительный комплекс посетители сразу видят Японский сад, рядом с которым  гуляют домашние индейки. А сразу за садом раскинулась зеленая поляна, на которой размещены разноцветные фигуры бабочек. Если пройти чуть дальше, то можно попасть в топиарные сады, где "обитают" большие зеленые медведи и слоны.

"Меня часто спрашивают, какая компания у нас занимается ландшафтным дизайном, им занимается моя мама. На прилегающих газонах у нас может проходить йога или другие занятия на свежем воздухе – получается, двойная релаксация", - отмечает Щетинина.

Бизнес на лечебной грязи

Но самый главный секрет релаксации всех посетителей санатория  – это, конечно же, морская лечебная грязь. Ее добывают ручным способом непосредственно в море: механическое оборудование с длинным крутящимся шнеком, установленное на плавучей платформе, опускают на дно. После этого рабочие осторожно поднимают шнек, а на стержне с винтовой поверхностью остается природная грязь, который затем счищают в подготовленные емкости.

"Конечно, возможна добыча с использованием автоматизированного оборудования, к примеру, через морской трубопровод. Но при таком методе разрушается природная целостность молекулярного состава грязи и ценные свойства могут теряться. Между тем вылечить наша грязь может многое", - поясняет предпринимательница. 

По ее словам, природная грязь лечит  кожные заболевания, а также болезни опорно-двигательного аппарата, нервной системы. Эффективна грязь и в процессе реабилитации после травм и операций.

"Помню один случай, когда пришел пациент с сильным отеком ног. Он не мог носить закрытую обувь и, несмотря на холодное время года, приехал в тапочках. Через две недели он ушел от нас в кроссовках. Вы даже не представляете, как он радовался, с гордостью показывая свои ноги в кроссовках. В этот момент хорошо понимаешь, что такое бизнес-мечта любого предпринимателя. Ведь люди должны получать от твоего дела реальную пользу для своей жизни, никак иначе", - подчеркнула Щетинина.

Малый бизнес вкладывается всегда

Сегодня санаторий представляет собой два корпуса на 70 номеров. Помимо этого, на территории санатория есть отдельные небольшие дома семейного отдыха.

"Традиционно мы, как и любой малый бизнес постоянно вкладываемся в улучшение нашего санатория. У нас есть еще одна "изюминка" - это бассейн с чистой теплой морской водой. Очень много было проб и ошибок на этапе строительства и пуско-наладочных работ оборудования, но, в конце концов, сделали идеально", - рассказывает Щетинина.

Помимо этого, предпринимательница вовремя уловила тренд, дополнительно организовав бизнес по проведению свадеб и эко-туров.

"В один момент я подумала, а почему бы нам не организовывать свадебные церемонии на территории комплекса – виды красивые, есть вся необходимая инфраструктура. И сейчас это направление у нас отлично пошло!", - делится достижениями девушка.

Семья Щетининых также приняла решение открыть на территории санатория тематическое кафе с морепрдуктами, выращенными собственноручно на морской ферме рядом с островом. 

Вкус моря

В 2013 году Щетинины совместно с другим предпринимателем Александром Патриным начали запускать полноценную морскую ферму по выращиванию устриц, мидий, трепангов (морского огурца - прим. ТАСС) и гребешков все в той же бухте Воевода.

По словам Патрина, первоначальные вложения пошли на создание цеха, приобретение оборудования для выращивания морских организмов как в условиях закрытой, так и открытой воды.

"Наше место отлично подходит для создания морской фермы. Бонус от природы, конечно, прекрасный – практически вся кормовая база есть в бухте: те же лечебная грязь, что используется в санатории, подходит и для приготовления корма малькам. Было принято решение создать предприятие "полного цикла": от цеха для проведения искусственного нереста до цеха по переработке выращенной продукции и кафе, в котором можно попробовать самые свежие "фермерские" морепродукты. Первоначально в проект вместе с партнерами было вложено порядка 10 млн рублей" - отмечает Патрин, заведующий основным хозяйством.

Этот вид бизнеса давался уже непросто: постоянные ежегодные изменение водной среды, тестирование технологий нереста и кормления, неурожаи, а также сложности с браконьерами. Все это заставило предпринимателей профессионально расти в максимально агрессивных условиях.

"Конечно, были моменты, когда охватывало отчаяние. Но мы не сдаемся. С 2013 года и по сегодняшний момент мы фактически в несколько раз увеличили количество выращиваемой и поставляемой потребителям продукции: изначально было 13-14 тонн в год (в 2013), а сейчас это более 60 тонн продукции к изъятию в год", - делится достижениями Патрин.

По его словам, такие результаты получены благодаря тщательной работе с технологами по созданию питания для мальков, приобретению нового оборудования и постоянному сотрудничеству с основными потребителями продукции.

"Сегодня мы поставляем продукцию более 30 ресторанам, в том числе московским . Кроме того, наша продукция [пресервы из мидии] встала "на полки" сети гипермаркетов "Самбери". Помимо этого, мы начали участвовать в тематических фестивалях. Недавно был фестиваль мидий во Владивостоке: много посетителей узнали о нашей продукции. Это тоже не может не радовать", - отмечают Щетинина и Патрин.

Курс на частно-государственное сотрудничество

Несмотря на то, что санаторий и ферма показывают оборот в несколько десятков млн рублей в год, для дальнейшего более качественного развития необходимо содействие властей.

"Мы бы хотели экспортировать продукцию нашего хозяйства в Китай и другие зарубежные страны – на нее там всегда есть спрос. Было бы идеально, если бы власти создали систему "одного окна" по поставкам продукции малых и средних сельскохозяйственных компаний за рубеж, где также можно оперативно сотрудничать c компетентными органами. Такие поставки на первых этапах можно было бы даже частично субсидировать со стороны государства", - отмечает Щетинина.

По словам предпринимательницы, улучшения для работы малого и среднего бизнеса со стороны государства уже есть. Так, электронная площадка Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) - портал Бизнес-навигатора МСП помогает быстро находить не только закупки именно для малых предпринимателей, но и меры государственной поддержки малого бизнеса в одном месте.

"Я, например, очень быстро нахожу нужные мне закупки через этот портал, что очень удобно. Они [закупки] все собраны в удобном поиске на одной площадке. В целом – это хорошо, когда на одном интернет-ресурсе можно найти очень много полезной информации, предназначенной для сектора МСП. Надеюсь, что это станет точкой отсчета для дальнейшего развития малого бизнеса страны", - делится надеждами Елена Щетинина.

Беседовала Юлия Ермилова 

Теги:
Россия