Счетная палата отметила низкий уровень исполнения расходов бюджета на нацпроекты
Уровень исполнения расходов оказался ниже среднего на 10,1 п. п. и составил 32,4%
МОСКВА, 19 августа. /ТАСС/. Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов и Комплексного плана в I полугодии 2019 года оказался ниже среднего на 10,1 п. п. и составил 32,4%. Об этом говорится в оперативном анализе исполнения федерального бюджета за январь - июнь 2019 года, подготовленном Счетной палатой.
Менее 25% расходов исполнены по Комплексному плану (23,8%) и четырем нацпроектам: "Повышение производительности труда и поддержка занятости" (17,7%), Безопасные и качественные автомобильные дороги (12,2%), "Экология" (11,6%), "Цифровая экономика" (8,3%). При этом по 9 из 76 федеральным проектам расходы не осуществлялись, среди них: "Новые возможности для каждого", "Инфраструктура I и II классов опасности", "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", "Внедрение наилучших доступных технологий", "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", "Логистика международной торговли", "Экспорт услуг", "Европа - Западный Китай", "Высокоскоростное железнодорожное сообщение".
Расходы на закупки в рамках нацпроектов составили лишь 9,3%, а на предоставление межбюджетных трансфертов регионам - 18,5%. Кроме того, в I полугодии не было начато предоставление 60 из 100 субсидий юридическим лицам в объеме 70,4 млрд руб., указывает Счетная палата.
Уровень освоенных средств
Федеральные средства, выделенные регионам на реализацию нацпроектов, освоены на 18,5%. При этом по девяти нацпроектам уровень исполнения составил менее 30%, сообщила Счетная палата.
"По состоянию на 1 июля 2019 года межбюджетные трансферты предусмотрены в рамках 11 национальных проектов в общем объеме 594,9 млрд рублей - 25,1% общего объема межбюджетных трансфертов, исполнение по которым составило 110 млрд рублей, или 18,5%", - говорится в документе.
При этом отмечается, что по девяти нацпроектам уровень исполнения составил менее 30%, а по нацпроекту "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" - 43,9%.
Всего регионам в 2019 году предусмотрено 2,3 трлн межбюджетных трансфертов. В Счетной палате отметили, что объем предоставленных средств по сравнению с первым полугодием 2018 года увеличился на 8,3%. К началу июля регионы расходовали 874,5 млрд - 38,5%.
"Демография"
Счетная палата выяснила, что уровень исполнения расходов бюджета на реализацию нацпроекта "Демография" в первом полугодии составил 41,6% от годового объема финансирования.
"По состоянию на 1 июля 2019 года кассовое исполнение мероприятий национального проекта "Демография" составило 216 млрд 249,2 млн рублей, или 41,6 % показателя сводной росписи с изменениями", - говорится в документе.
Счетная палата отмечает низкий уровень расходования средств федерального бюджета по федеральным проектам "Старшее поколение" - 16,9 %, "Спорт - норма жизни" - 16 % и "Содействие занятости женщин" - 10,1 %".
При этом в докладе уточняется, что по федеральному проекту "Содействие занятости женщин" низкий уровень исполнения расходов связан с тем, что в большинстве регионов на строительство яслей и детских садов не получены положительные заключения по результатам государственной экспертизы. "Так, по данным мониторинга Минпросвещения России, из 683 объектов дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет введено в эксплуатацию 122 здания (17,9%) в 37 субъектах РФ, не начато строительство 167 объектов (24,5%), из них по 23 объектам проводится работа по замене или исключению из перечня мероприятий), не окончено строительство 394 объектов", - отмечается в документе.
"Наука"
В СП сообщили, что бюджет проекта по развитию инфраструктуры для исследований в рамках нацпроекта "Наука" в первом полугодии был исполнен на 30%.
"Исполнение расходов на реализацию мероприятий федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации" национального проекта "Наука" составило 30%", - говорится в документе.
По мнению палаты, это связано с отсутствием финансирования строительства, модернизации, оборудования, ремонта и эксплуатации научно-исследовательских судов, проведения научно-исследовательских экспедиций, строительства современных научно-исследовательских судов неограниченного района плавания, а также финансирования мероприятий по обновлению приборной базы ведущих организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками.
Согласно целям нацпроекта "Наука", в 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. В РФ должны быть созданы привлекательные условия для российских и зарубежных ученых, а также для молодых перспективных исследователей; увеличены внутренние затраты на научные исследования и разработки. В частности, нацпроект предусматривает обновление не менее чем на 50% приборной базы у ведущих научных организаций.
"Здравоохранение"
Национальный проект "Здравоохранение" лидирует по исполнению бюджетных расходов на реализацию, говорится в отчете Счетной палаты.
Согласно данным оперативного анализа исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в первом полугодии 2019 года, уровень исполнения расходов на национальный проект "Здравоохранение" составил 54,5%. В тройку лидеров по исполнению также вошли нацпроект "Наука" (44,3%) и "Демография" (41,6%).
Отмечается, что в некоторых федеральных проектах национального проекта "Здравоохранение" исполнение бюджетных расходов в отчетном периоде остается низким. Речь идет о таких федеральных проектах, как "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" (исполнение составило 18,1 % показателя сводной росписи с изменениями), "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения" (исполнение 12,9%), "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" (исполнение 11,3%) и "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" (исполнение расходов бюджета 5,4%).
"Уровень исполнения расходов по указанным федеральным проектам связан с низким уровнем перечисления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, несмотря на заключение в полном объеме соглашений о предоставлении субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию региональных проектов в начале текущего года (февраль - март)", - отмечается в сообщении.
"Экология"
Национальный проект "Экология" по части бюджета был исполнен на 11,6%, три из 11 федеральных проектов не исполнялись вовсе, выяснила Счетная палата.
"По состоянию на 1 июля 2019 года исполнение бюджетных ассигнований на реализацию национального проекта "Экология" составило 6,6 миллиарда рублей, или лишь 11,6% показателя сводной росписи с изменениями", - говорится в документе.
Так, из 11 федеральных проектов, входящих в состав нацпроекта, исполнение не осуществлялось по трем проектам ("Инфраструктура I и II классов опасности", "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", "Внедрение наилучших доступных технологий"), а по пяти проектам расходы исполнены на низком уровне ("Сохранение озера Байкал" - 1,8%, "Чистая вода" - 2,4%, "Оздоровление Волги" - 3,9%).
"Причинами, повлиявшими на недостаточный уровень исполнения, отраженными в отчетах по нацпроекту и федеральным проектам, являются: неготовность нормативного правового обеспечения, проведение процедуры согласования проекта постановления правительства РФ о предоставлении субсидии для предоставления имущественного взноса РФ в публично-правовую компанию "Российский экологический оператор", - уточнили в палате.
Другими причинами стали отсутствие утвержденных правил предоставления межбюджетных трансфертов на мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ, позднее внесение изменений в ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах", незаключение соглашений с Челябинской областью и с Красноярским краем, отсутствие утвержденной документации и заключений государственной экспертизы на ликвидацию отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.