ТАСС, 5 октября. Тренд на использование технологии невзаимозаменяемых токенов - NFT, рожденной на стыке арта и FinTech, оживил рынок цифрового искусства. Станут ли коллекционные цифровые объекты, выраженные в виде токенов, весомой частью арт-рынка, обсудили эксперты на дискуссии "АРТ-токены: наследие или хлам".
Модератором обсуждения выступил управляющий партнер ProSpace Management, член совета директоров Forbes Russia Булат Столяров.
Владение токенами не связано с правами на объект, в отношении которого они выпущены. Получение прав собственности на какую-либо вещь не влечет получения интеллектуальных прав на объект, выраженный в этой вещи, напомнил президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев: "Покупая книгу, вы не приобретаете право распоряжаться литературным произведением. Вы приобретаете только физический носитель - книгу. Исключительным правом на произведение продолжает владеть автор, оно не переходит к покупателю. Аналогичная ситуация и с невзаимозаменяемыми токенами. Если покупатель приобрел картину в виде NFT-токена, издать книжку с репродукциями он не может. Внутри NFT-токена нет ни авторских, ни каких-либо других интеллектуальных прав. Кроме того, важно помнить, что токен - часть конкретной блокчейн-сети, в которой он выпущен, и право собственности на него вряд ли выйдет за ее пределы".
Эксперт добавил, что сама технология NFT-токенов дает возможность качественно и комфортно оборачивать право на интеллектуальную собственность как ликвидный актив. При грамотном использовании технология позволяет публиковать, тиражировать и создавать творческую продукцию. Осуществлять полноценный оборот интеллектуальных прав призвана Общероссийская общественно-государственная организация "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности", где вместе с Российской Федерацией в лице Минцифры России соучредителем выступает блокчейн-инфраструктура IPChain. В этой сети совершено уже более 5 млн транзакций, в числе которых есть и сделки с интеллектуальными правами в виде NFT-токенов.
Развитие NFT-технологии может способствовать формированию среды доверия между всеми участниками цифрового арт-рынка. Чтобы такая среда появилась, институты памяти всех уровней - корпоративные, ведомственные и государственные - должны создать соответствующие теоретические и практические разработки, считает заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Владимир Определенов: "До вступления музеев в фазу полноценного технологического развития в индустрии будет остро стоять вопрос сохранения подлинных объектов культурного наследия и их цифровых копий. Для этого необходимо создавать устойчивые цифровые экосистемы, которые позволят в будущем сохранять цифровые объекты в музеях и хранить у каждого пользователя".
Появление NFT-токенов подстегнуло участников арт-рынка к осмыслению ценности цифрового искусства, отметил художник AES+F Евгений Святский: "По объемам цифровой рынок уже заметно превышает традиционный. Если раньше многие игроки игнорировали этот сегмент, то теперь для них очевидно, что digital-арт дает большие возможности для развития. Появились даже коллекционеры цифровых артефактов. Индустрия понимает, что достаточно оцифровать продукт, и можно сразу приступать к его продвижению. Рынок заметно оживился, и мы - свидетели этого процесса. Хотя технологические и юридические аспекты такого явления, как NFT, все еще требуют осмысления". Эксперт добавил, что цифровой рынок становится все более цивилизованным. Так, между обладателями цифровых произведений и посредниками уже достигнут консенсус о запрете продавать копии арт-объектов.
Рост интереса к невзаимозаменяемым токенам изменил отношение инвесторов к новейшим технологиям в целом, полагает венчурный инвестор и предприниматель, со-основатель и генеральный партнер управляющей компании ATEM Capital Антон Гопка: "5G, квантовая коммуникация, VR, цифровые аватары - все эти технологии постепенно завоевывают внимание инвесторов. Предприниматели понимают, что, даже если технология пока что не имеет явного практического применения, вкладываться экономически целесообразно".
Технология NFT объединила потенциальных новых покупателей арт-объектов со столь же многочисленной "лигой" художников-исполнителей, заявил визионер, венчурный инвестор, сооснователь Bitcoin Association Александр Шульгин. Эксперт не отрицает, что невзаимозаменяемые токены могут стать толчком к полному вытеснению традиционного искусства цифровым: "В музыкальной индустрии мы видим, что диджеи заменили скрипачей. То же самое произойдет и на арт-рынке".
Цифровые картины готовы покупать за миллионы долларов не только криптоэнтузиасты и бизнесмены, но и селебрити, отметил директор Binance в Восточной Европе Глеб Костарев: "Для звезд концепт NFT - это своего рода цифровой мерч, который создается при помощи коллабораций с различными топовыми digital-артистами. Например, Пэрис Хилтон не стала писать собственную картину или продавать свои туфли. Вместо этого она воспользовалась возможностями блокчейна в сфере искусства. Вместе с топовым дизайнером Блейком Кэтрин она создала коллекцию цифровых картин, стоимость которой превышает $1,11 млн".
Механизм невзаимозаменяемых токенов решает комплекс задач, подчеркнул адвокат, executive coach, ментор, продюсер проектов NFT Всеволод Сазонов. "Индивидуализация продукта, простой переход от автора к покупателю - все эти процессы автоматически запустили NFT. Но остается открытым вопрос о том, как объединить цифровую запись с физическим носителем, который где-то хранится. Если объект будет уничтожен, останется только запись. Необходимо в саму конструкцию токена вложить предмет NFТ. В таком случае блокчейн будет дублировать объект и его невозможно будет уничтожить", - заключил эксперт.