25 августа 2014, 10:31

IT-ответ кадровому дефициту

Уральские металлурги построили собственный университет, воспитывают кадры и не боятся «выпускать их на волю»

ЕКАТЕРИНБУРГ, 25 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Александр Ребеко/. Технический университет УГМК стал лауреатом XII Национальной Премии «IT-ЛИДЕР» в первый(!) год своего существования - за внедрение информационных технологии в образовательный процесс. Здание, в буквальном смысле нашпигованное электроникой, построено рядом со штаб-квартирой Уральской горно-металлургической компании (УГМК) и заводом «Уралэлектромедь» в Верхней Пышме (Свердловская область). В нем есть компьютерный мозг, единый информационный банк, связанные с ними аудитории. В классах уникальное оборудование. Задача – получать на выходе специалистов, которые обеспечат прогресс отечественной промышленности и успешное развитие компании. В холдинге уверены, что экономическая отдача от вложений есть. Более того, заказы на подготовку кадров уже поступают от партнеров и со стороны государства.

О важности «ИТ-начинки», эффективности частно-государственного партнерства и подготовке к открытию уникального лабораторного комплекса, равных которому, возможно, нет в стране, рассказал ИТАР-ТАСС директор Технического университета УГМК Евгений Караман.

В УГМК входят более 50-ти крупных предприятий, у многих из них есть учебные центры, но именно здесь, в Техническом университете, происходит общее регулирование кадровой подготовки. Мы организуем разработку корпоративных профессиональных стандартов для всех предприятий УГМК, и это становится основой для всего обучения. Здесь же разрабатываются образовательные программы по заказу наших предприятий.

- И что сегодня заказывают предприятия?

- Разработано 150 программ повышения квалификации - от однодневных семинаров до больших 200-часовых программ. Направления самые разные: цветная и черная металлургия, электроэнергетика, стандартизация, несколько программ по работе с кадрами, управление, бухгалтерия... Для этой работы у нас есть собственная методическая служба, но некоторые программы очень специфичны, и мы заказываем их разработку Уральскому федеральному университету, Уральскому государственному горному университету, Уральскому университету путей сообщения, некоторым другим организациям.

Например, есть программа по подготовке мастеров цеха. Вузы, к сожалению, мастеров не готовят. Они выпускают «усредненного инженера», а нам нужен человек, который работает в цехе, взаимодействует с рабочими, организует эксплуатацию оборудования, обеспечивает соблюдение определенных технологий и т.д. Мастера - как правило, молодые люди, которые не так давно работают на предприятии, и их еще всему этому нужно учить.

- В чем специфика именно вашего образовательного учреждения, если говорить об организации учебного процесса?

- У нас была возможность сосредоточить в этом здании самые современные технологии. Наши специалисты вместе с московскими коллегами спроектировали достаточно совершенную систему IT-инфраструктуры. Здесь в стенах и под потолком «зашито» большое количество электронного оборудования. На первом этаже – центр - мощнейшая аппаратура, позволяющая обрабатывать и хранить огромные объемы материала. Сюда сходятся сигналы со всего имеющегося оборудования, это мозг университета, а на каждом этаже размещены коммутационные узлы. Если зайти в аудиторию, то там вы не увидите ни одного компьютерного системного блока - только мониторы и клавиатуры. Каждая аудитория оборудована мультимедийными проекторами, интерактивными досками, системой записи голоса, сенсорной панелью преподавателя, документ-камерой и т.п.

Также есть классы со специфическими стендами, на которых отрабатываются конкретные навыки по гидравлике, пневматике, электротехнике, контрольно-измерительным приборам и автоматике. Причем, не всегда есть возможность создавать аппаратные комплексы, поэтому мы используем компьютерные тренажеры.

В частности, 3D-тренажер медеплавильного цеха. Это цех длиной несколько сот метров, его «на проволочках» не смоделируешь. Мы сделали настоящий компьютерный симулятор, позволяющий в режиме реального времени «ходить», смотреть, что за оборудование, разбираться в его технических характеристиках, управлять им, и, главное, - отрабатывать порядок действий в аварийных ситуациях. Только так можно натренироваться: в цехе учиться нельзя – это опасно, а выучить наизусть длиннющую инструкцию, что делать в подобных случаях, практически нереально.

- И что позволяет преподавателям делать такая IT-начинка?

- Сейчас мы создаем электронные курсы. Это готовые программные продукты, которые человек сможет загрузить в компьютер, пройти весь курс, сдать экзамен. Такой вид обучения набирает обороты в мире и, в частности, американские университеты сегодня активно развивают этот подход. Кроме того, мы стали делать образовательный контент «на лету» - во всех аудиториях стоят камеры, мы часто записываем лекции и транслируем их на территориально удаленные предприятия.

- Как долго существует данная образовательная площадка, и чего удалось добиться за это время?

- Нашему корпоративному университету около года. За это время мы сформировали команду, выработали систему отношений с организациями УГМК, запустили учебный процесс. Уже обучено около 6300 руководителей и инженеров. Первым признанием нашей работы со стороны профессионалов стало то, что в апреле 2014 года мы получили национальную премию «IT-лидер» за внедрение информационных технологий в образовательный процесс.

- Как приверженцы высоких образовательных технологий одиноки ли вы в России?

- Отнюдь нет, есть и другие примеры. Подготовкой кадров активно занимаются многие крупные предприятия. Например, рядом в Первоуральске – интересный учебный центр по подготовке рабочих. У крупных корпораций – у «Норильского никеля», «Северстали», «НЛМЗ», «Сбербанка» и других есть свои корпоративные университеты... А информационные технологии внедряют многие учебные заведения, просто у нас внедрено все самое современное.

- Может, есть смысл начать как-то объединяться на федеральном уровне? Есть общие проблемы?

- У каждого из корпоративных университетов свои задачи и условия работы, но есть и общие интересы. Частные инвестиции в создание таких образовательных центров идут из прибыли компаний. Например, наши инвестиции составили более 1 млрд. рублей. Если бы государство давало налоговые послабления предприятиям, активно инвестирующим в образование, то это было бы интересно и самим инвесторам, и всей системе образования. Это дало бы импульс к модернизации самих предприятий и росту их конкурентоспособности на мировом рынке, а в конечном итоге вернулось бы государству в виде увеличенных налогов в бюджет.

- А на что бы вы потратили эти сэкономленные деньги?

- Мы бы создали новые образовательные программы, построили несколько классов для подготовки рабочих. С точки зрения государства, это были бы инвестиции, и они бы обязательно вернулись высокой квалификацией наших инженеров и рабочих. И совершенно необязательно обученные специалисты завтра будут работать на предприятиях УГМК.

- И вы к этому морально готовы?

- Человек может проучиться и завтра сказать «до свидания», так что в этом смысле мы работаем на всю страну. С другой стороны, когда у работников есть возможность самосовершенствоваться, они более лояльны к компании, как к работодателю.

- Другие предприятия к вам обращаются?

- Есть заказы от других компаний, например, по школе мастеров, по менеджменту качества, и это все на коммерческой основе. Мы часто принимаем у себя гостей с других предприятий. Они отмечают, как у нас все здорово и заказывают обучение. Кроме того, мы выиграли конкурс Министерства энергетики России на обучение более 870 руководителей бюджетных учреждений Свердловской области основам энергосбережения.

- Как в целом складываются у вас отношения с государством?

- Проект Технического университета УГМК состоялся благодаря государственно–частному партнерству с правительством Свердловской области, с Уральским федеральным университетом. В частности, мы совместными усилиями улучшаем качество образования в техникуме «Юность» (Верхняя Пышма, прим. ред.), в колледже им. Ползунова (Екатеринбург, прим. ред) эти учреждения получают дополнительное финансирование из бюджета, а наши преподаватели участвуют в учебном процессе, мы совместно разрабатываем и реализуем образовательные программы.

В сентябре рядом с Техническим университетом УГМК совместно с УрФУ мы открываем уникальный лабораторный комплекс «Металлургия». УрФУ финансирует приобретение оборудования, а УГМК построила здание. Здесь будут вести научно-исследовательские разработки по заказам предприятий холдинга и обучаться бакалавры и магистры. Студенты уже с 3 курса будут погружены в научную проблематику нашей компании, и, в итоге, придут на производство более подготовленными специалистами.

Также государство сегодня разрабатывает все новые и новые меры по улучшению качества подготовки рабочих и инженерных кадров. Последние инициативы касаются создания уральской инженерной школы, инжиниринговых центров. Мы в этих проектах участвуем, где-то как эксперты, где-то на уровне совместных проектов.

- Можно ли говорить о Техническом университете УГМК как об окупаемом проекте?

- Судить об экономическом эффекте довольно сложно. Приехал человек, проучился неделю, что дальше – не так заметно, но часто результатом нашего обучения становятся проекты с конкретным, просчитанным экономическим эффектом. Иногда счет идет на десятки миллионов рублей. Не всегда это «выстреливает», но помимо прямой выгоды мы снижаем риски травматизма, простоев оборудования, его поломок.

- Каковы дальнейшие шаги, планы?

- Сейчас мы готовимся к реализации программы инженерной магистратуры. Пока этих направлений всего два: металлургия и электроэнергетика. Технический университет УГМК с 2014 года прирастает научным комплексом, появляется возможность объединиться вокруг задач производства, науки и образования.

Ярким примером государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования в Свердловской области можно назвать совместный проект регионального правительства и Уральской горно-металлургической компании, в рамках которого в сентябре прошлого года в Верхней Пышме состоялось открытие технического университета УГМК. Реализация таких проектов демонстрирует результативность и плодотворность сотрудничества бизнеса, власти и общества. Подобные события лишний раз подтверждают, что регион в полной мере выполняет майские указы Президента РФ. До 2020 года нам необходимо создать и модернизировать 700 тысяч рабочих мест - 425 тысяч мы должны создать, остальные модернизировать. Безусловно, без реализации подобных проектов, нам это сделать не удастся
Евгений Куйвашев
губернатор Свердловской области

Ежегодно в Техническом университете УГМК обучаются до 12 тыс. человек (7 тыс. инженеров и 5 тыс. рабочих) на базе высшего и среднего профессионального образования.

На 11 тыс. кв. метров разместились: конференц-зал на 200 мест, 20 мультимедийных аудиторий, девять специализированных классов для подготовки рабочих, пять компьютерных классов и электронная библиотека. Рядом с университетом выстроен отдельный корпус на 3,2 тыс.кв. метров для восьми современных лабораторий.

Проект Технического университета УГМК состоялся благодаря частно-государственному партнерству с правительством Свердловской области, с Уральским федеральным университетом. Также государство сегодня разрабатывает все новые и новые меры по улучшению качества подготовки рабочих и инженерных кадров. Последние инициативы касаются создания уральской инженерной школы, инжиниринговых центров. Мы в этих проектах участвуем, где-то как эксперты, где-то на уровне совместных проектов.

В сентябре совместно с УрФУ мы рядом с Техническим университетом УГМК открываем уникальный лабораторный комплекс «Металлургия». УрФУ финансирует приобретение оборудования, а УГМК построила здание. Здесь будут вести научно-исследовательские разработки по заказам предприятий холдинга и обучаться бакалавры и магистры.

Адрес сайта Технического университета УГМК: www.tu-ugmk.com