ТАСС, 11 июля. В Парке Горького на Российской креативной неделе (16+) 9 июля прошел День молодого контента. В рамках события состоялось вручение первой в стране национальной премии для авторов молодежной литературы Young Adult - премии ЮФ (16+). Также эксперты назвали главные креативные тренды в России на Трендвотчинге и выбрали лучших косплееров на конкурсе #ШоуЮФ.
Молодежная литература, или литература для "новых взрослых" - самый популярный и одновременно самый недооцененный сегмент книгоиздания в России. Несмотря на то, что имена молодых авторов известны миллионам в интернет-коммьюнити, они долгое время находились в тени большого культурного процесса. Разрешить это противоречие и поддержать молодых писателей собрались более 20 экспертов креативного бизнеса, более 200 лидеров молодого контента и более 1 тыс. посетителей.
Организаторами события выступили проект по популяризации чтения среди подростков ЮФ и издательская группа "Эксмо-АСТ" при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Премия ЮФ - национальная премия для авторов литературы Young Adult в России. Ее задача - стать первой крупной премией и надежным механизмом поощрения для молодых писателей в России. Кроме читателей, премия призвана привлечь к молодежной литературе внимание общества и бизнеса - как к живому и громкому голосу следующего поколения.
Жюри премии ЮФ определило лучших молодых авторов по коммерческим показателям. При составлении рейтинга эксперты учитывали данные о продажах книг за 2021 год от ведущих операторов книжного рынка. Также, при помощи системы мониторинга и анализа СМИ "Медиалогия", была исследована упоминаемость авторов в СМИ. Суммарную выручку от продажи книг и упоминаемость каждого автора оценивали в баллах, по сумме которых были определены лидеры в каждой из номинаций.
"Мы отметили растущую популярность литературы, которая привлекает аудиторию Young Adult (подростки и молодые люди), еще в прошлом году - тогда в топ популярных книг на OZON вошли разнообразные комиксы и манга. В этом году тренд усилился - в первом квартале штучные продажи комиксов на OZON выросли на 79%, а манги - на 41% (и это c учетом высокой базы прошлого года). В топе пользовательских предпочтений - "Человек-бензопила", "Токийский гуль", "Земля Королей", "Мара и Морок". Нишу литературы для молодежи отличает большое количество новинок, которые становятся драйверами ассортимента - многие из них представлены на OZON. Уверены, что онлайн-платформы - крайне перспективные площадки для продажи литературы Young Adult", - комментирует директор по развитию бизнеса Ozon Анна Карпова.
Премия ЮФ: лауреаты
- Специальные номинации
Лидер в номинации "ЛУЧШИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ РОМАН ДЛЯ ЭКРАНИЗАЦИИ" был выбран экспертами от кино и анимационной индустрии по результатам питчинга сценарных заявок. Лауреатом премии стала Антонина Крейн с детективным фэнтези "Шолох. Теневые блики".
В номинации "ЛУЧШАЯ ИДЕЯ ХУДОЖНИКОВ-ИЛЛЮСТРАТОРОВ ДЛЯ КРЕАТИВНОГО ПРОДУКТА" лауреата эксперты от визуального искусства также выбрали по результатам питчинга. Им стала Евдокия Перцова с проектом комикса "Виртуальность. Реальность".
В номинации "КОНКУРС ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ НА ПЛАТФОРМЕ VK TALENTS - В СООБЩЕСТВЕ "ВКОНТАКТЕ С АВТОРАМИ" статуэтку домой унесла Елена Альмалибре, автор проекта "Квартирник".
- Основные номинации
В номинации "ЛУЧШИЙ АВТОР: ФЭНТЕЗИ YOUNG ADULT ЗА 2021 ГОД" победила молодая писательница, автор фэнтези по мотивам русского фольклора Лия Арден с книгой "Мара и Морок", ставшей абсолютным лидером по продажам за 2021 год.
Статуэтку "ЛУЧШИЙ АВТОР: МОЛОДЕЖНАЯ ФАНТАСТИКА ЗА 2021 ГОД" взял молодой фантаст и популярный ютубер Макс Максимов с книгой "Обмануть Вселенную".
Автор комиксов, популярный веб-аниматор Федор Нечитайло с книгой "Земля Королей. Трефовый том" взял сразу 3 статуэтки премии в номинациях:
- "ЛУЧШИЙ АВТОР: ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН, КОМИКС ЗА 2021 ГОД"
- "ЛУЧШИЙ ИЛЛЮСТРАТОР: ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН, КОМИКС ЗА 2021 ГОД"
- "ГРАН-ПРИ"
Премия в номинации "ЛУЧШИЙ АВТОР: СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА YA ЗА 2021 ГОД" ушла автору цикла бестселлеров "Синтонимы" Медине Мирай.
В номинации "МОЛОДЕЖНЫЙ ДЕТЕКТИВ. ТРИЛЛЕР. МИСТИКА ЗА 2021 ГОД" победила Лия Стеффи, автор бестселлера "Орлеан".
Приз "ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК-ИЛЛЮСТРАТОР КНИГИ ЗА 2021 ГОД. ЛУЧШАЯ ОБЛОЖКА КНИГИ МОЛОДЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" достался Анжелике Лиге за обложку к книге Екатерины Бордон "Самый синий из всех".
А сама Екатерина Бордон взяла статуэтку в номинации "ЗВЕЗДА МОЛОДЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ САМИЗДАТА ЗА 2021 ГОД".
Главные креативные тренды
Одним из ключевых событий Лектория Дня молодого контента стал Трендвотчинг. Эксперты в области книгоиздания, кино, медиа и видеоигр рассказали о том, какие тенденции в креативной индустрии есть сейчас и какие ожидают нас в ближайшем будущем.
Отказ зарубежных авторов от сотрудничества, вопреки ожиданиям, не должен привести к дефициту на книжном рынке. Достаточное количество уже купленных прав, изменение в трендах (в том числе, мода на азиатскую литературу) уберегут российского читателя от недостатка новинок. Говоря об этой проблеме, глава редакции Mainstream издательства АСТ Сергей Тишков отметил, что развитие отечественной литературы сейчас идет параллельно развитию иностранной - соответственно, и тренды в ней схожие, что гарантирует интерес читателя.
Генеральный директор издательства "Эксмо" Евгений Капьев заметил, что наступило "самое лучшее время для экспериментов". По его словам, сейчас издательства активно ищут новых авторов, в том числе и в самиздате, а читатели готовы к изменениям и свежим лицам.
Евгений Капьев рассказал и о жанрах, обеспечивающих автору базовую аудиторию. По его словам, фанфик (фанатское литературное произведение) - ведущий из них. Многие значимые авторы когда-то начинали с именно этого формата. Стилизация под комиксы и манга также станет удачным решением для молодого автора.
Директор по стратегическим проектам ВКонтакте Зера Черешнева поделилась результатами исследований сервиса. Они показали, что внимание, количество времени, которое автор посвящает своему медийному проекту, растет вместе с ростом комьюнити, а значит, быть частью сообщества - важнейшая потребность молодого креатора.
Руководитель новостного медийного проекта об играх PLAYER ONE Антон Городецкий отметил, что игры, связанные с книжными вселенными - большие, дорогие проекты, работа над которыми занимает 5-6 лет. Из-за сроков окупаемости таких игр и сложности разработки мало кто берется за них. Но если это происходит, нужна качественная аналитика - чтобы выбранное литературное произведение сохранило и умножило фандом.
Кроме того, Антон Городецкий охарактеризовал уход зарубежных разработчиков игр из России как драйвер отечественного игрового рынка. По его словам, количество пользователей некоторых российских проектов выросло уже в 80 раз.
Председатель совета директоров киностудии "Союзмультфильм" Юлиана Слащева рассказала, по каким критериям индустрия анимации и кино ищет авторов. Чтобы превратить книгу в фильм или мультфильм, нужно понимать запрос конкретной аудитории, рассчитывать результативность реализации идеи. Эти запросы помогают и самому автору сформировать траекторию работы. Если говорить о трендах, то сейчас популярны сильные герои, вдохновляющие других, но со своими недостатками, а также истории успеха.
Креативный директор телеканала RTVI Филипп Долгоруков рассказал о телесмотрении, которое сейчас активно меняется. Главный запрос здесь - искренность. Современному зрителю важны честность, эмоции от просмотра контента. Есть и тренд на экспертность, что может стать каналом развития для молодого автора-инфлюенсера.
Почему бумажная книга все еще популярна среди молодежи, несмотря на развитие онлайн платформ? Сергей Тишков вместе с Филиппом Долгоруковым пришли к выводу, что чтение на бумажном носителе для современного читателя - своеобразный ритуал, инструмент для попадания в читательские клубы, дающий ощущение причастности обществу ценителей литературы.
Тем не менее, современная литература многоканальна. Крупные издательства выпускают произведения в трех форматах: бумажном, электронном и аудио. А в случае успеха книга обрастает другими продуктами: экранизацией, игрой, фанфиками, иллюстрациями. Это все обязательно просчитывает издатель, а также авторы, изначально пишущие "под ключ" - с прицелом на игру или фильм.
Косплей-конкурс #ШоуЮФ
Косплей - вид современного искусства, во всей полноте отражающий тренд на кроссплатформенность. Участники конкурса #ШоуЮФ, прошедшего на Дне молодого контента, косплеили не только персонажей книг, экранизаций или игр по литературным произведениям, но и героев книг по играм и фильмам - это еще один актуальный тренд рынка.
Заявки на косплей-конкурс отправили более 100 человек, из которых было отобрано 52 участника. Они воплотили образы из самых разных вселенных: от героев League of Legends или Ведьмака до Маленького Принца и Царевны Забавы. По итогам определились 9 лауреатов, получившие дипломы премии ЮФ. Завершилось шоу косплей-показом в Ажурной беседке Парка Горького.
Организаторы Российской креативной недели: АНО "Креативная экономика", Российский книжный союз и "Роскультцентр" при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
ТАСС - генеральное информационное агентство.