ТАСС, 26 декабря. Многообразие вопросов, связанных с повышением вовлеченности персонала и неденежной мотивацией, обсудили 19 декабря на заседании Комитета по внутрикорпоративным коммуникациям Ассоциации менеджеров (16+).
"Наш человек зачастую устроен так: когда тебе пообещали, условно говоря, миллион рублей в месяц зарплату, ты умудряешься в своей голове ее потратить на три года вперед. Если у тебя эти деньги отнимают, тогда ты жесточайше демотивирован. В остальных случаях ты в рамках этого бюджета начинаешь существовать еле-еле", - сформулировал проблематику модератор Александр Цыпкин, публицист, консультант по стратегическим коммуникациям; председатель Комитета по внутрикорпоративным коммуникациям Ассоциация менеджеров.
Именно поэтому так важна нематериальная мотивация, ведь "мы не воспринимаем деньги как уважение; мы воспринимаем их отсутствие как отсутствие уважения через определенное время после зарплаты", - подчеркнул Александр Цыпкин.
Идею особенной актуальности нематериальной мотивации на сегодняшний момент подтвердили все участники дискуссии.
Татьяна Ковригина, супервайзер департамента устойчивого развития и корпоративной культуры ДРТ, начала с того, что у людей произошла переоценка ценностей, и на первое место вышел баланс работы и жизни. Поэтому выигрывают те организации, которые выстраивают зрелую систему поддержки здоровья и благополучия сотрудников. В целом такие "здоровые" компании в четыре раза чаще становятся лидерами рынка.
"Внедряя методы неденежной мотивации, компания получает стойкий экономический эффект", - подчеркнула Ковригина.
Существуют меры по поддержке сотрудников, которые эффективны уже сегодня. ДРТ организует сессии стрессоустойчивости, волонтерские активности, клуб Parents' Club (родительский клуб), встречи по интересам - лекции по искусству, кино, лидерский клуб для женщин и другие инструменты.
Вячеслав Золотарев, HR-директор IConText Group, представил практический кейс по геймификации в качестве результативной нематериальной мотивации, к тому же высоко оцененный призами коллег из HR-сферы.
Суть проекта – система наград для сотрудников компании за систему прогрессирующих достижений. У каждого достижения есть свой нейминг, и оно оплачивается во внутренней валюте – винтиками. Сотрудник может создавать обучающий контент; выступать на профильных конференциях; писать статьи для масс-медиа; участвовать в конкурсе костюмов и прочее. И за эти активности получать награды: мерч, разные сертификаты, которые можно купить на внутреннюю валюту.
На данный момент 95% сотрудников сделали заказ в корпоративном магазине; в три раза увеличилось количество статей на внутреннем сайте, в несколько раз – количество локальных мемов. "Мы повысили мотивацию персонала", - констатировал Золотарев.
Полезный инструмент для развития и адаптации в компании "НОРБИТ" - это виртуальный ассистент сотрудника чат-бот Настенька. По словам Ольги Лебидько, руководителя направления внутренних коммуникаций "НОРБИТ", популярность Настеньки растет: на старте проекта летом 2021 году ею пользовались 270 сотрудников, сейчас уже 783 (численность компании в настоящий момент около 1 тыс. человек). С помощью Настеньки сотрудники быстрее адаптируются на новом месте и погружаются в рабочую атмосферу, имеют быстрый доступ к справочной информации, могут уточнить любые вопросы про соцпакет или отпуск, найти нужный контакт или отправить резюме в рамках реферальной программы "Приведи друга". С точки зрения информационной безопасности и защиты данных доступ к внутреннему чат-боту после авторизации имеют только действующие сотрудники. "Мы прикладываем много усилий, чтобы популяризировать Настеньку, сделать ее настоящим бренд-амбассадором внутренних коммуникаций. Например, на 14 февраля запустили Tinder для сотрудников, чтобы перезнакомить всех со всеми, а у нас 9 филиалов по всей России и в Республике Беларусь. Среди других инструментов внутрикорпоративной коммуникации, которые мы задействуем в чат-боте, - квизы, пуши и поздравления, сейчас играем в Тайного Санту", - поделилась Лебидько.
По наблюдениям Виктории Яшиной, директора по организационному развитию электронной торговой площадки "Росэлторг", работа руководителя – ключевая с точки зрения увеличения вовлеченности сотрудников в нематериальную мотивацию. Компания может проводить праздники, открывать кабинеты психолога, но если руководитель поступает таким образом, что сотрудника демотивирует, то вряд ли может идти речь о мотивации. Руководитель должен давать обратную связь, правильно расставлять приоритеты, предоставлять возможность вести задачи самостоятельно.
Практика работы Яшиной показывает: "Чем больше мы даем возможности говорить сотрудникам о своих идеях, подталкивать их к ее реализации, тем чаще они начинают проявлять инициативу, чаще живут этими задачами, как своими. Они думают: "Это я решил, это принесет результат, это поможет компании".
Для сотрудников сегодня особенно важны безопасность и стабильность, тогда уровень профессиональной отдачи увеличивается в разы.