3 марта 2015, 08:30
Новости регионов

Как идет "перезагрузка космоса"

Леонид Шалимов. Иван Новиков/ ТАСС
Леонид Шалимов
Генеральный директор НПО автоматики им. академика Н.А. Семихатова, председатель Совета главных конструкторов Свердловской области Леонид Шалимов о реформировании ракетно-космической отрасли

Реформирование ракетно-космической отрасли в масштабах России идет третий год. "Перезагрузка космоса" проходит непросто, но запусков все больше, и все чаще выводятся на орбиту российские спутники. Нынешнюю ситуацию в отрасли и ее перспективы комментирует генеральный директор НПО автоматики им. академика Н.А. Семихатова (разрабатывает и производит системы управления для ракет-носителей "Союз-2"), председатель Совета главных конструкторов Свердловской области Леонид Шалимов.

- Со времени создания объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК) на базе НИИ космического приборостроения прошел почти год. Какой эффект получила отрасль и ваше предприятие в частности?

- Все переходные периоды ничего существенного принести не могут. Смена системы – это не выключатель, которым можно в одно мгновение включить-выключить свет. Перестройка ракетно-космической отрасли – сложный процесс. Сейчас мы проходим период, когда ищется наиболее оптимальный инструмент управления ракетно-космической отраслью.

До сих пор на предприятиях продолжается процесс перехода в акционерные общества. Это оказалось очень непросто. Система управления и принятия решений оказалась совершенно другой. Процесс все еще не устоялся. Так, мы три года пытаемся решить вопрос с передачей наших акций в Акционерное общество "Ракетно-космический центр "Прогресс" (АО "РКЦ "Прогресс"), но до сих пор это не получается так быстро, как хотелось бы.

Конечно, все должно делаться динамичнее. Если бы так управляли предприятием, оно давно развалилось бы. Это не значит, что ОРКК эти вопросы не решает. Законодательные процедуры и система, построенная на сегодня, очень громоздкие, медленные и неповоротливые. Решения должны приниматься гораздо быстрее.

- А вас слышат? Что-то делается?

- Ну, мы здесь новички. Это только наша точка зрения. Может, кто-то эти проблемы порешал, и система работает. Но у нас в течение трех лет система не заработала. Я сужу так потому, что очень долго проворачиваются все организационные вопросы.

- То есть о плюсах говорить рано?

- Плюсы здесь только-только просвечиваются. Разные мышления пока не работают в едином алгоритме. Чиновничье – это одно мышление, акционерное общество – другое. Плюсы искать надо, но мы пока не можем их найти, потому что находимся в состоянии перманентного преобразования. Это не дает выделить плюсы, которые должны быть.

- Разработка проекта комплексной государственной программы Свердловской области "Уральская инженерная школа на 2015-2034 годы" должна завершиться до 1 декабря 2015 года. Совет главных конструкторов Свердловской области – один из инициаторов. Какие пункты должны обязательно войти в эту программу?

- Могу говорить об этом как председатель Совета главных конструкторов и основной потребитель того продукта, что должна иметь на выходе Уральская инженерная школа. Большая часть рабочих специальностей дошла до уровня инженерной науки. Необходимо активное участие предприятий в этой программе по одной простой причине - нельзя жить на земле, пользоваться всеми ее благами и иметь к этой территории потребительское отношение – дайте, дескать, мне всё на блюдечке с голубой каемочкой. Если руководитель хочет, чтобы предприятие работало, он должен делать вклад в это со школьной скамьи. Интерес к рабочим специальностям должен возникать у школьников с уроков труда, физики, математики, технического творчества.

Наша задача - повернуть предприятия так, чтобы они в этом активно участвовали. Как может понять школьник, хочет ли он работать на предприятии, если он ни разу не видел производство изнутри? Школьник видит магазины и развлекательные центры, и у него глаза вразбег. А ему надо показать, что настоящее производство гораздо интереснее. Когда все крутится, работает, в цехе - люди в белых и синих халатах с умными лицами, и они рады тому, что произвели. Начать с малого – хотя бы показывать школьникам свои предприятия.

Второе. Надо выстраивать в высшей школе процесс таким образом, чтобы те специальности, которые тебе нужны, были обставлены определенными предметами и программами. Сегодня это допускается. В то же время то, что надо для большей части профессий, программами не подкреплено. Инженер - это широкий круг знаний. Сегодня нет фундамента, чтобы развиваться дальше. Ему даже математику преподают таким образом, что она не позволяет делать шаги в инженерном творчестве. Сегодня всё обставлено и обусловлено компьютерами. Да, там много разных программ, многие из них полезные. Но инженер – это логика решения задач. Это – не компьютер.

В связи с компьютеризацией инженерного творчества всегда привожу классический пример. Один профессор в элитном университете Франции в не столь отдаленное время предупреждал: не переходите к Болонской системе. Потому что она не дает возможности готовить логически мыслящих людей - в первую очередь инженеров. Профессор дал студенту задачу - определить радиус Земли, молодой человек на основе предложенных данных представил решение - радиус нашей планеты равен трем сантиметрам. На недоумение профессора студент ответил: "Какие ко мне претензии? Я ввел данные в компьютер, он мне выдал ответ. Ему задавайте вопросы". Студенту даже в голову не приходит осмыслить результат.

Наша задача в том, чтобы от предприятий шел не плач Ярославны, что "…нам не готовят нормальных инженеров, нет кадров, не с кем работать". Приходите! У вас есть безграничное поле деятельности. В этом и задача – включить такое взаимодействие, чтобы предприятия в этом активно варились. Иначе ничего не будет.

- Это задача Семихатовских чтений?

- Это - одна из форм развития интереса к технике. Робототехника, прототипирование, 3D-моделирование - взяли темы, подъемные для школьников, дающие возможность самому что-то разработать. Когда ты видишь – то, что ты придумал, вдруг делает то, что ты хочешь – это огромная радость. В этот момент у него и появляется творческая жилка. Робот начал двигаться – это уже живой организм. Живой, конечно, в кавычках. И он его сделал, создал! Это хочется развить и углубить, и сегодняшний школьник завтра становится разработчиком, инженером.

Мы не ставим задачи, чтобы участники и победители Семихатовских чтений приходили именно в ракетно-космическую отрасль. Главное, чтобы из них выросли творческие люди, которые разрабатывают электровоз, дизель-генератор, горнодобывающие машины, автомобили, химические источники тока на новых принципах, ветрогенераторы. Все это есть в НПО автоматики. А умные инженеры нужны всем предприятиям.

При этом мы не хотим выглядеть такими уж государственниками. Но если не мы – то кто? Мы просто наиболее придвинутые в этой части, и предлагаем другим предприятиям идти по этому пути. Если мы прорастили это зерно в школьнике, и он, выросши, придет на молокозавод , и там появилось качественное молоко, которое делается на автоматической линии с безлюдным производством – значит мы выполнили свою задачу. Так много интересных предприятий и сфер деятельности, что зацикливаться только на НПО автоматики неправильно.

- Ваше предприятие работает на космос. После того, как из школьной программы изъяли астрономию, вы почувствовали разницу - как изменилась молодежь?

- Астрономия - тот предмет, что разрушает приземленность. Это - романтика. Через астрономию человек начинает понимать, как бесконечно многообразен мир. Лишенный астрономии, человек лишается одной из своих фундаментальных составляющих - расширения горизонтов познания. Мы его замкнули "здесь и сейчас" - перешел улицу, переехал город. А когда в его кругозоре появляются звезды, галактики, скопления галактик, расширяющаяся, но при этом бесконечная Вселенная в череде других непознанных и, может быть, непознаваемых Вселенных в самых фантастических своих сочетаниях и законах, то человек становится другим.

Какая главная наука? Философия. От нее появились все остальные науки. Без астрономии многие школьники лишены шанса хотя бы соприкоснуться с философским складом мышления. Без этого мы не можем воспитать нормального инженера, писателя. В замкнутом пространстве "дом-улица" можно воспитать только потребителя благ прогресса, но не творца.

Я не знаю, как вообще дошли до такой глупости – убрать из школьной программы астрономию. На Урале у школьников должен быть этот предмет. Не я давал предложение ввести астрономию в свердловских школах, но считаю, что оно абсолютно правильно. Она должна быть. И Совет главных конструкторов Свердловской области будет настаивать на этом. Думаю, те, кто ответственен за школьную программу, поймут и разделят наше беспокойство.

- На Украине полностью приостановлена работа завода "Южмаш". Как было связано НПО Автоматики с этим заводом в более спокойные времена? Как повлияло прекращение российско-украинской кооперации на ракетно-космическую отрасль?

- У нас долгие связи – мы в свое время брали много выпускников из Днепропетровского университета. Но взаимодействовали с "Южмашем" мало. Пытались реализовать вместе одну тему – на базе ракеты "Циклон" сделать с доразгонным блоком одну из коммерческих ракет, которая выводила бы малые спутники. Как говорится, не срослось.

Я думаю, в большей степени не повезло Украине. Наши коллеги делали систему управления для старта украинской (ранее советской) ракеты-носителя среднего класса "Зенит" для платформы "Морской старт". Делали такую же систему для запуска этой ракеты с Байконура – туда, кстати, были вложены и российские деньги, в том числе уральских предприятий. Сегодня производство "Зенитов" прекращено. А это был основной днепропетровский продукт. При этом я не вижу, что в ракетно-космической тематике Россия что-то потеряла. Для российской космонавтики это совершенно не заметно.

Но есть другое беспокойство. Всегда обидно, когда гаснут подобные объединения ученых, останавливается совместное обогащение идеями. Люди решили жить по-своему, и ни на какие планы России это совершенно не повлияло. А у НПО автоматики появился определенный выигрыш, потому что старые "Союзы" летают с украинскими системами управления, а "Союз-2" - с нашими. И количество пусков "Союзов-2" резко возрастает. Нам остается только радоваться, но эта радость с привкусом горечи. Потому что когда становишься свидетелем тому, как люди добровольно и даже с азартом идут в пропасть, это совсем не радует.

- Специалисты, которые высвободились на "Южмаше", просятся к вам на работу?

- Думаю, что некоторые могут так поступить, и у них появятся такие мысли. Потому что кроме работы в ракетно-космической отрасли они себя просто нигде не представляют.

- А вы их готовы принять?

- Если люди готовы у нас работать, то мы готовы их принять. Потому что такие квалифицированные специалисты, которых не надо учить, всегда на вес золота. Мы даже знаем этих людей пофамильно. Хорошие специалисты есть. Я не помню, чтобы они нам в чем-то раньше помогали, но мы помогали им делать некоторые темы. У нас были долгосрочные связи. Дружба между людьми оставалась, но при разделении космической тематики на российский и украинский варианты у них она становилась все тише и тише, пока совсем не погасла.

- Мы говорим о единицах или сотнях?

- Такие специалисты единичны. Люди такого сорта и качества, участвующие в профессиях такого рода, единичны. Их можно перечесть по пальцам. Мы готовы брать "мозги". "Руки" сейчас не являются горячей проблемой. Когда я начинал, у нас на тысячи сотрудников были всего два токаря, которые могли точить мембраны. Остальные – нет. Эти золотые руки надо было держать. Сегодня точный станок выточит любые мембраны. Но к нему нужен хороший инженер, который сделает своим умом такую программу, которая позволит сделать мембрану. Квалификация перекочевала на инженерный уровень технической документации.

- В 2014 году было запущено 14 ракет-носителей "Союз-2", и это стало рекордом за все время их полетов. Какие дальнейшие планы?

- В наступившем году будет произведено 19 запусков "Союза-2" - на пять больше прошлогоднего рекорда. Первый пуск запланирован с космодрома Плесецк. В сентябре предполагается осуществить первый пуск с космодрома Восточный. Всего программой предусмотрено 10 запусков с Плесецка, шесть с Байконура, два - с космодрома Куру во Французской Гвиане, один - с Восточного.

Этот год можно назвать эпохальным для российской космической программы. Впервые за все время запусков российских ракет-носителей подавляющая часть будет выводить на орбиту российские спутники. Исключением станут лишь два "Союза-2", которые отправят на орбиту навигационные спутники "Галилео" для совместного проекта Европейского союза и Европейского космического агентства – они будут запущены с Куру.

2016 год обещает стать еще продуктивнее - предварительно запланировано 22 запуска "Союзов-2", тогда же предполагается осуществить и первый пилотируемый полет.

Беседовали Георгий Летов, Алина Имамова.


Справка:

НПО автоматики - одно из крупнейших предприятий России в области разработки и изготовления систем управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетной и космической техники, автоматизации технологических процессов в промышленности. Обеспечивает полный технологический цикл создания уникальных автоматизированных систем и комплексов управления, широко применяемых в космосе, на море, в нефтегазовой отрасли, металлургии, энергетике, ЖКХ и транспорте.

Первый запуск российской ракеты-носителя "Союз-2" был осуществлен 8 ноября 2004 года. Всего за десятилетие было осуществлено более 40 стартов этого типа РН и его модификаций. Главным отличием "Союза-2" от базовой ракеты "Союз-У" является применение современной цифровой системы управления /не аналоговой/ с комплексом высокоточных приборов, которая создана на основе отечественной элементной базы. Цифровая система легко адаптируется к условиям полета, включая случайные внешние воздействия.