13 декабря 2023, 11:51

Челябинские ученые разработали широкополосную антенну для FM-радио и посадки самолетов

Пресс-служба ЮУрГУ
Антенна может обеспечить безопасную посадку пассажирского самолета вплоть до его соприкосновения с поверхностью взлетно-посадочной полосы и полной остановки при отсутствии видимости

ТАСС, 13 декабря. Ученые Южно-Уральского государственного университета запатентовали широкополосную вибраторную антенну с большим диапазоном рабочих частот, что позволяет подключить к одному излучателю сразу несколько радиостанций. Об этом сообщили в пресс-службе ЮУрГУ.  

Новая модель разрабатывалась при сотрудничестве с Областным радиотелевизионным передающим центром. Стояла задача сократить количество антенн на телебашне, чтобы разгрузить ее конструкцию.

Предложенная учеными ЮУрГУ широкополосная антенна представляет собой вибраторный излучающий элемент из четырех тонких трубок. Устройство содержит два параллельных вибратора, каждый из которых работает на относительно высокой частоте. За счет сильной электромагнитной связи между ними диапазон рабочих частот всей антенны расширяется вниз, охватывая диапазон 96-108 МГц. Это позволило заменить одной антенной решеткой большое количество узкополосных антенн, каждая из которых ранее использовалась отдельной радиостанцией.

"Мы сконструировали антенную решетку, состоящую из 16 широкополосных вибраторных антенн, которые размещены по четырем сторонам телебашни и работают одновременно, как семейство", - рассказывает кандидат технических наук, доцент кафедры Радиоэлектроника и системы связи ЮУрГУ Алексей Ершов.

Антенная решетка позволяет сформировать в пространстве круговую диаграмму направленности сигнала в горизонтальной плоскости. Поэтому в любом направлении от города на расстоянии до 100 км можно качественно принимать сигнал от телебашни. До сих пор широкополосные антенны закупались в основном у немецких и итальянских производителей.

Антенна челябинских радиоэлектронщиков может применяться также для системы посадки самолетов на аэродромах с высоким уровнем снежного покрова и сложным рельефом местности в зоне захода на посадку. Такая система может обеспечить безопасную посадку пассажирского самолета вплоть до его соприкосновения с поверхностью взлетно-посадочной полосы и полной остановки при отсутствии видимости.