6 мая, 11:12

Эксперт: креатив - особый ресурс для стран, стремящихся к экономическому росту

Вице-президент Ассоциации IPChain Валерия Брусникина отметила, что особенность креативных продуктов в том, что в связке с IT-решениями они будут распространяться по миру всегда, несмотря на санкции, пандемии или стихийные бедствия

ТАСС, 6 мая. Творческие индустрии - драйвер экономического роста. Их продукт - интеллектуальные права на результаты творческой деятельности - в связке с современными IT-решениями делает рынок интеллектуальной собственности безграничным. Такой взгляд на взаимосвязь креативной экономики, интеллектуальной собственности и цифровизации в контексте экспансии на новые рынки представила вице-президент Ассоциации IPChain Валерия Брусникина на международном бизнес-форуме "Мир возможностей" в ОАЭ.

Мировой оборот креативных индустрий - $2,2 трлн в год. В этой сфере занято больше 300 млн человек, а доля креативных индустрий в среднем составляет в национальных экономиках от 3 до 5% ВВП. Вице-президент Ассоциации IPChain Валерия Брусникина убеждена, что креатив - не просто "фишка" инновационных компаний, но "столбовая дорога" для стран, стремящихся к экономическому росту. 

ООН насчитывает 13 креативных индустрий, среди которых реклама, кино, музыка, издательское дело и IT. "Что же объединяет такие разные сферы? Все они производят интеллектуальную собственность: от фотографий или битов до изобретений и промышленных образцов", - пояснила Брусникина. При этом, по данным эксперта, многого можно добиться за счет целенаправленной политики государства по стимулированию сектора. В качестве примера приводится программа развития творческой экономики, которая реализуется в ОАЭ. Благодаря ей креативные индустрии занимают уже 3,5% ВВП, а заняты в них 4% населения страны. "Особенность креативных продуктов в том, что в связке с IT-решениями они будут распространяться по миру всегда, несмотря на санкции, пандемии или стихийные бедствия вроде недавнего наводнения в Дубае", - полагает эксперт.

Брусникина напомнила, что в России государство не обделяет вниманием творцов. 

Несмотря на креативность российских IT-специалистов, зачастую им бывает непросто закрепиться на новых рынках из-за недостатков "упаковки" продукта, его маркетингового представления и неготовности адаптироваться к культурным реалиям чужой страны, отметил директор АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий" Илья Массух. "Проблему поддержки экспорта в известной мере решает институт цифрового атташе, специального представителя России в дружественной стране. Их уже около 1015, есть и в ОАЭ", - добавил он.

Руководитель центра молодежных инициатив АСИ Александр Вайно также обратил внимание на проблему культурных различий: "Менталитет дружественных стран очень отличается от нашего. Мы много общаемся с представителями арабских государств, и все нам в один голос говорят: пока не поживете здесь, ничего получится". 

По словам директора по стратегическому партнерству VK Дмитрия Уварова, продукты холдинга вполне успешны в Белоруссии, в Казахстане, а также в Турции и Таиланде. В Казахстане совместно с местным провайдером удалось запустить облачный сервис, в Белоруссию "VK.Знакомства" пришли как раз в тот момент, когда рынок покинул Tinder. "Мы готовы реализовать с нашими партнерами хоть MVP, хоть готовое решение", - отметил Уваров. 

По мнению Генерального директора ООО "Передовые технологии" Дмитрия Титова, пока импортозамещение в России возможно в ПО, но не в "железе" или других готовых изделиях. Однако при этом многие российские наукоемкие товары пользуются популярностью за рубежом. Он напомнил, что Promobot Олега Кивокурцева популярен в Дубае, а медтех-компания "Нейрософт" из города Иваново примерно половину двухмиллиардной выручки делает в недружественных странах, а именно в США. 

Рецепт успеха Wildberries состоит в комплексном подходе - не только наполнять новые рынки своими товарами, но и активно "пылесосить" их на предмет новых интересных локальных производителей и продавцов. Об этом заявил заместитель генерального директора компании Алексей Духанин. Специфика работы маркетплейса в том, что логистика должна быть "загружена" полностью и работать в обе стороны. При этом каждый продавец - потенциальный экспортер. Карточки товара автоматически переводятся на локальные языки, а эквайринг и растаможка остаются заботой платформы. 

Президент компании РУССОФТ Валентин Макаров в свою очередь подчеркнул, что дружественные страны с интересом наблюдают за Россией как за страной "с геном технологического суверенитета". Им интересно ближе познакомиться с экономикой, сумевшей выстоять под напором санкций. При этом ставку необходимо делать не на готовые решения, а на совместные предприятия и технологический трансфер. По мнению президента РУССОФТ, именно такой подход позволяет не гнаться за статусом ведущего вендора, а способствовать тому, чтобы вместе с тобой росли другие игроки: адаптируя твою технологию, они увеличивают общий объем рынка.