ТАСС, 14 ноября. Пресс-конференция "Инженерное образование в России под патронажем физтеха: развитие и перспективы", посвященная 15-летию деятельности Фонда развития физтех-школ, прошла в четверг в Москве на площадке агентства ТАСС.
Основным направлением работы фонда является создание обучающих программ и благоприятных условий для развития талантливой российской молодежи и подготовки будущих специалистов высокого уровня в сфере отечественной науки, инженерии и технологического предпринимательства.
Участники пресс-конференции обсудили главные аспекты развития системы инженерного образования в России, включая систему подготовки конкурентоспособных лидеров, создание Всероссийского естественно-научного школьного кластера в Долгопрудном (Московская область), тиражирование лучших практик Московского физико-технического института (МФТИ) и Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, реализацию проекта "Наука в регионы", направленного на формирование кадрового потенциала талантливых ученых и инженеров будущего.
В числе спикеров были исполнительный директор Фонда развития физтех-школ, руководитель технопарка Физтех-лицея им. Капицы Андрей Богданов, глава совета директоров ГК "Агама", сооснователь Фонда развития физтех-школ, член попечительского совета Физтех-лицея им. Капицы Юрий Алашеев, председатель совета директоров ЦВТ "ХимРар", председатель правления "Физтех-союза", сооснователь Фонда развития физтех-школ Андрей Иващенко, ректор МФТИ Дмитрий Ливанов.
Также в мероприятии участвовали замгубернатора Владимирской области Владимир Куимов, зампред правительства Приморского края Эльвира Шамонова, заместитель исполнительного директора – директор по стратегическим партнерствам компании "Иннопрактика" Анастасия Павленко, президент благотворительного фонда "Система" Лариса Пастухова, руководители государственных и ведомственных структур, представители отраслевых, образовательных и общественных организаций, российские и зарубежные СМИ и блогеры, освещающие новости в области образования и науки.
Подготовка кадров со школьной скамьи
Спикеры подчеркнули важность подготовки инженерных кадров со школьной скамьи для технологической независимости и лидерства России на международной арене, необходимость увеличения количества школьников, выбирающих физику и математику для поступления на инженерные специальности. Как отметил Ливанов, сегодня инженерное школьное и университетское образование является предметом первостепенного внимания и важности, и Фонд развития физтех-школ комплексно подходит к решению стоящих перед страной задач.
"Именно в наше время, в этом году и в следующем, наступают критические события для укрепления технологической независимости и развития технологического лидерства в нашей стране по основным направлениям, которые важны и для развития экономики, и для укрепления обороноспособности. Это диктует абсолютно новые требования к подготовке инженерных и научных кадров и с точки зрения уровня и глубины их подготовки, и с точки зрения количества, а с другой стороны – новые требования к организации прикладных научных исследований", - сказал он.
Ливанов добавил, что существует ряд серьезных вызовов, комплекс проблем, над которыми необходимо работать вместе. "И то, что делает Фонд развития физтех-школ в течение уже многих лет, как раз нацелено на решение этих задач. Внимание действительно обострено, масштабы этой работы существенно увеличены, уже десятки регионов включаются в нее, задействованы сотни тыс. школ", - сказал ректор МФТИ.
О том, как фонд решает задачу построения и укрепления технологического суверенитета России, рассказал и сооснователь фонда Андрей Иващенко. Он отметил, что дети, которые учатся по "Системе Физтеха" в Долгопрудном и других регионах страны, в ближайшем будущем будут обеспечивать лидерство в новейших технологиях: искусственном интеллекте, природоподобныхтехнологиях, робототехнике и многих других областях естественных наук. Для этого фонд создает высокотехнологичную инфраструктуру, педагоги обучаются лучшим образовательным практикам, заключаются партнерства с индустриальными компаниями.
"Всероссийский естественно-научный школьный кластер является лабораторией, где дети осваивают лучшие практики естественно-научного, инженерного образования, а мы тиражируем их в регионы, чтобы школьники оставались там, получая современные знания по методикам Физтеха. Технопарк в этом плане только способствует появлению у школьников вкуса к инженерной деятельности: в нем появляются сотни лабораторий, где дети могут делать руками реальные вещи, придумывать новое", - отметил Иващенко.
Создание уникальной образовательной системы
Фонд развития физтех-школ создавался 15 лет назад как организация, которая должна была поддерживать уникальную образовательную систему Физтех-лицея им. П. Л. Капицы и создавать эффективные программы, нацеленные на тиражирование лучшего образовательного опыта МФТИ по всей стране, рассказал Богданов. Он выделил ключевые направления работы фонда.
"За 15 лет нашей команде действительно удалось создать на базе Физтех-лицея уникальный Всероссийский естественно-научно-школьный кластер. В прошлом году открыл двери самый большой в стране школьный технопарк Физтех-лицея. Сейчас Физтех-лицей – это уникальная школа, где учатся школьники со всей России из более чем 50 регионов, талантливые дети, которые защищают честь нашей страны на различных международных олимпиадах, конкурсах. Выпускники уже являются полноценными высокотехнологическими лидерами, которые делают нашу страну той, где хочется жить, развиваться и растить детей", - сказал он.
Богданов добавил, что общее число участников программ фонда за 2023 год и начало 2024 года составило 70 тыс. человек. "Действительно, фонд, как мы видим, стал важной инфраструктурной организацией, которая помогает транслировать лучший опыт Физтеха. И, конечно, мы открываем большое количество новых программ", - сказал исполнительный директор фонда.
Как отметил Алашев, стремительное развитие Фонда развития физтех-школ в течение 15 лет предполагает постановку новых, все более амбициозных целей. За время своей деятельности фонд сделал своей главной задачей превращение высокотехнологичного образования в национальное достояние России, введение его в культуру жизни новых поколений, добавил сооснователь фонда.
"Мы хотели растянуть "Систему Физтеха" с университетского времени жизни на школу и, максимум, на всю жизнь. Изначально фонд и Физтех-лицей были созданы как раз для того, чтобы развивать школьное образование. Физтех традиционно много и хорошо работал со школьниками – наша задача состояла в том, чтобы это усилить. Фонд почти сразу достиг этой цели, но глобальной цели по развитию страны нельзя достичь – можно только двигаться в ее направлении. Работы сделано очень и очень много, намного больше, чем мы ожидали в 2015 году", -сказал он.
Сотрудничество с партнерами
Участники пресс-конференции упомянули о многолетнемуспешном сотрудничестве Фонда развития физтех-школ с компанией "Иннопрактика". По словам Богданова, важным направлением работы фонда является программа "Наука в регионы", запущенная в 2017 году совместно с "Иннопрактикой".
"Это программа по созданию профильных физтех-классов, в рамках которой педагоги региональных школ проходят полноценное переобучение: мы учим их работать с экспериментальной и лабораторной базой, обучаем теории преподавания. После этого педагоги открывают профильные классы, благодаря работе которых мы в итоге видим рост баллов ЕГЭ по физике и математике с уровня 60 до 80. Соответственно, эта работа у нас открыта и по биотех-направлению, и по агро-направлению, и по ИT. Более 600 классов успешно действуют в примерно 50 регионах нашей страны", - сказал он.
О сотрудничестве Фонда развития физтех-школ со своим фондом "Система" рассказала Пастухова. "При реализации программ, направленных на помощь в осознанном выборе будущей профессии, наш фонд во многом опирается на сотрудничество с Фондом развития физтех-школ. В 2024 благотворительный фонд "Система" поддержал сразу две междисциплинарные школы для талантливых школьников –по информационным и биотехнологиям и природоподобнымтехнологиям, участниками которых стали ребята более чем из 30 регионов России", - сказала она.
Школы стали профориентационной практикой как с точки зрения инфраструктурной среды, так и применяемых педагогических методик. "Мы планируем продолжать и развивать наше сотрудничество в части проведения смен", - сказала Пастухова.