30 сентября 2015, 10:27
Новости регионов

Владимир Илюхин: чтобы использовать потенциал Камчатки, мы должны создать инфраструктуру

Владимир Илюхин. Фото из архива/ пресс-служба регионального отделения партии "Единая Россия"/ ТАСС
Владимир Илюхин
Губернатор Камчатского края рассказывает ТАСС о привлечении инвестиций с востока, рациональном подходе к развитию туризма и итогах ВЭФ

- Владимир Иванович, в последние годы властями Камчатки много сил прикладывается для привлечения инвесторов в регион. Неделю назад премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о создании на Камчатке территорий опережающего развития (ТОР). В них вошли восемь площадок. Однако почти все они сосредоточены в Петропавловске и Елизовском районе. Также представлены проекты в горнодобывающей промышленности. Разработка золота будет вестись в Корякии. Однако почти не охваченным остается центральная часть полуострова (Соболевский, Мильковский, Усть-Камчатский районы). В связи с этим есть два вопроса: будут ли власти пытаться привлечь инвесторов в центральную Камчатку; и с подписанием постановления о ТОР не изменилось ли количество резидентов, не стали ли инвесторы более активно проявлять интерес к Камчатке?

- ТОР "Камчатка" в отличие от других территорий опережающего развития, созданных на Дальнем Востоке, - это проект комплексный. Он предполагает системный подход к развитию экономики полуострова за счет развития важнейших специализаций - транспортно-логистической, портово-промышленной, туристической, сельскохозяйственной. И хотя основные площадки ТОРа действительно находятся в южной части Камчатки, их развитие должно дать мультипликативный эффект для экономики всей Камчатки.

Речь идет о создании условий, в том числе инфраструктурных, для развития ряда отраслей. Туризм - яркий пример. Создавая современную портовую зону, строя новый аэропортовый комплекс, мы создаем условия для приема туристов, прибывающих в край морским или воздушным транспортом. Концепция ТОРа предполагает создание целой сети гостиничных и санаторных комплексов в окрестностях столицы, где туристы проводят большую часть времени. Отсюда они путешествуют по районам края, где также постепенно развивается необходимая инфраструктура. Ряд ключевых задач в северных районах края мы планируем решить за счет реализации краевой государственной программы развития Корякского округа, которая уже работает в районах.

Кстати, один из резидентов ТОРа сейчас приступает к строительству вертолетной площадки и необходимой инфраструктуры в Елизовском районе, что позволит увеличить пассажиропоток на внутренних туристических направлениях на 30 тыс. человек.

Сейчас мы разрабатываем законодательную базу под территорию опережающего развития. К примеру, накануне мы приняли региональный закон, устанавливающий налоговые льготы для резидентов ТОРа "Камчатка" - мы освободим их от налога на имущество, созданное в рамках ТОРа на весь период окупаемости проекта. Кроме того, мы установили сниженную налоговую ставку на прибыль до 5% для резидентов ТОРа.

Концепция ТОРов предполагает весьма привлекательные условия для инвесторов, и интерес к территории растет. Сейчас мы работаем над включением в состав ТОРа и других резидентов.

- Какие вопросы, вынесенные на Восточный экономический форум, оказались наиболее интересными для Камчатского края?

- Прежде всего это наша работа в секции "Рыболовство и аквакультура". Мы были одними из основных спикеров, к тому же свои проекты  представляли наши рыбопромышленники. Сегодня Камчатка - лидер в стране не только по объему добычи рыбы, но и по объему инвестиций в рыбную промышленность. За последние годы в отрасль в крае вложено более 16 млрд руб. частных инвестиций, на побережье построено 17 самых современных в России рыбоперерабатывающих заводов.

Я очень надеюсь, что у инвестиционных и профильных компаний из стран Азиатско-Тихоокеанского региона обязательно вызовут интерес предложения камчатских рыбопромышленников по поводу инвестиций в рыбную отрасль края.
Прежде всего это предложения о возможности строительства рыборазводных заводов на Камчатке. В ближайшие несколько лет мы планируем построить около 20 рыбоводных заводов, а это достаточно большие деньги. Кроме того, мы обсуждали возможности судоремонта в крае: этот сектор на российском Дальнем Востоке очень востребован, а достаточных ресурсов нет. Мы готовы к сотрудничеству в этой сфере и активно ищем партнеров.

Но, конечно, основным вопросом для Камчатки в ходе форума стало сотрудничество в туристической сфере с Южной Кореей, Японией, Китаем. Мы внесли на рассмотрение инвесторов из этих стран предложения по созданию инфраструктуры, в том числе в рамках ТОР. Речь идет в том числе о создании гостиничных комплексов в национальном стиле для наших азиатских соседей.

- Если мы говорим с вами о туризме, то сколько Камчатка может сегодня принять туристов, и какой потенциал в туристической отрасли региона еще не использован?

- Я призываю рассматривать Камчатку не просто как какой-то туристический объект,  а как единственную в своем роде территорию нашей земли, где сохранили природу в ее первозданном виде. Естественно, к вопросам экологии мы относимся очень щепетильно. Можно привезти и 2 млн человек в год, но что после этого останется от территории?

Сегодня Камчатка принимает меньше 100 тыс. туристов в год. В последние несколько лет мы наращиваем туристический поток как из российских регионов, так и из зарубежных стран. В ближайшие годы мы планируем еще нарастить турпоток и принимать до 150-200 тыс. человек в год. В перспективе в рамках ТОРа мы планируем увеличить его до 800 тыс. туристов ежегодно. Но, повторюсь, для дальнейшего развития нужно решить множество проблем со строительством инфраструктуры, транспортом, логистикой. Потенциал Камчатки велик, но, чтобы его использовать, мы должны создать инфраструктуру, которая позволила бы сохранить и бережно использовать наши природные возможности.

Одним из перспективных направлений в туризме для нас является развитие прямого авиасообщения с азиатскими странами. Зачем, к примеру, японскому туристу летать на Камчатку через Владивосток или Хабаровск, когда время в пути прямым рейсом из Японии в край составляет всего 3,5 часа. На форуме мы рассказали о наших планах по организации чартерных рейсов и обсудили возможности организации прямого авиасообщения с нашими азиатскими партнерами.

- Не секрет, что Камчатка - один самых дорогих регионов России. Что сейчас делается, чтобы изменить эту ситуацию?

- Так исторически сложилась. Такие территории, как Камчатка, Магадан, Чукотка, никогда не были дешевыми в плане проживания, в первую очередь из-за отдаленности и сложной логистики. Сегодня до 90% промышленных товаров и продуктов питания, которые мы используем на Камчатке, завозится. Поэтому все наши программы направлены на то, чтобы мы основную часть продуктов питания производили у себя, чтобы у нас была эффективная энергетика, которая позволила бы заниматься производством не переплачивая. У нас впереди много ключевых задач, которые мы должны решить, чтобы Камчатка стала конкурентоспособной. Но есть вещи, которые от нас не зависят. Например, авиаперелеты. Сегодня стоимость авиаперелета от Москвы до Камчатки, особенно в летний период, запредельная. О каком туризме мы можем говорить, если обычному россиянину не по силам скопить деньги на такую поездку?

Мы призываем задуматься об этом и транспортные компании, работающие на наших направлениях. Повышение доступности авиасообщения с Дальним Востоком - это государственная задача, и решать ее нужно по-государственному.

- На ВЭФ регионы Дальнего Востока подписали множество договоров и соглашений. Какой пакет Камчатка увозит домой?

- В ходе форума мы подписали ряд серьезных документов, которые дают старт ряду крупных проектов. Один из наиболее значимых для нас - это проект создания туристического комплекса в центре Петропавловска-Камчатского, который мы планируем реализовать с нашими немецкими партнерами. Его стоимость - около 20 млрд руб. Это, пожалуй, один из самых масштабных проектов. Но, хочу сказать, оценивать в рублях подписанные соглашения, на мой взгляд, дело неблагодарное.

Надо оценивать их, когда они уже реализованы. Надеюсь, совсем скоро у нас появится такая возможность.