29 февраля 2016, 08:16
Новости компаний

Павел Селезнев: кризис - это время наращивать объем инвестиций в инфраструктуру

Центр развития государственно-частного партнерства

Председатель правления Центра развития ГЧП рассказал о ключевой повестке "Российской недели государственно-частного партнерства 2016"

Чуть больше месяца остается до 3-го инфраструктурного конгресса "Российская неделя государственно-частного партнерства". Об основных трендах на рынке инфраструктурных проектов мы поговорили с председателем правления Центра развития ГЧП Павлом Селезневым.

- Павел Леонидович, как сегодня в целом обстоят дела с инфраструктурными проектами? Ситуация в стране достаточно непростая, федеральный и региональные бюджеты урезаются.

- Да, действительно, сейчас приходится более тщательно подходить к выбору запускаемых проектов как на федеральном, так и на региональном уровне. Но в любом случае кризис - это не повод останавливать реализацию важных, социально значимых инфраструктурных проектов. Кризис - это время наращивать объем инвестиций в инфраструктуру, но выборочно и в партнерстве с бизнесом. В условиях бюджетных ограничений, роста инфляции, валютных колебаний, сокращения доходов населения реализация проектов по развитию общественной инфраструктуры - это один из тех факторов, который позволяет поддерживать качественный уровень жизни населения. Более того, сегодняшняя нестабильная экономическая ситуация негативно влияет и на частный сектор, не позволяя бизнесу реализовывать инвестиционные проекты в одиночку, без гарантий и долгосрочных обязательств со стороны государства. Именно механизмы государственно-частного партнерства позволяют, с одной стороны, привлечь дополнительные частные инвестиции и компетенции в государственные проекты и не откладывать их на завтра, с другой стороны, обеспечить большую защиту и государственную поддержку для инвесторов, чем, например, арендные отношения, инвестиционные соглашения или государственные закупки.

- Что вы можете сказать про такие громкие ГЧП-проекты, как система взимания платы с большегрузов "Платон" и головной участок трассы М-11 "Москва - Санкт-Петербург", на которые сейчас обрушивается немало критики.

- Я не буду разбирать эти проекты сейчас детально, потому что для этого мало одного интервью. Но я точно могу сказать: это качественно проработанные проекты, сделки по которым структурировали профессионалы в сфере ГЧП, которых на сегодняшний день немного. Единственное, на что я хотел бы обратить внимание: сосредоточившись на проработке финансовых, юридических и технологических деталей проектов, госзаказчики в какой-то момент недооценили важность информационной работы - обеспечения максимальной информационной открытости еще на стадии разработки проектов, проведения общественных и экспертных слушаний и разъяснительной работы с потенциальными пользователями и представителями СМИ, исследования социального мнения и потенциального платежеспособного спроса. И в результате в большинстве случаев та информация, которую мы видим сейчас в публичном пространстве по этим проектам, когда в дело вмешиваются люди, не обладающие достаточными компетенциями в вопросах государственно-частного партнерства, но при этом делают громкие заявления, порождает эффект сарафанного радио и приводит к дискредитации как этих проектов, так и самого понятия ГЧП. Могу сказать, что необходимость решения этой проблемы и повышения информационной открытости инфраструктурных проектов и сферы ГЧП в целом и стало импульсом для организации нашего инфраструктурного конгресса три года назад.

- Какие отрасли, на ваш взгляд, сегодня в первую очередь нуждаются в притоке частных инвестиций, в том числе посредством ГЧП?

- Наверно, я не буду оригинален, если скажу, что, на мой взгляд, нужно максимально сосредоточиться на отраслях социальной инфраструктуры - здравоохранении, образовании, социальной защите и поддержке инвалидов; в основном это некапиталоемкие проекты с объемом инвестиций до 1 млрд руб. Безусловно, в каждом регионе существует потребность в строительстве или модернизации таких объектов. Но нельзя забывать, что государство в первую очередь волнует качество услуг - привлекая частные инвестиции и компетенции, у государственного заказчика идет расчет на повышение уровня оказываемых населению услуг. При этом, какой бы ни был социально ответственный бизнес, задача частного инвестора в первую очередь - это возврат инвестиций. Поэтому необходим баланс интересов, при котором государство будет готово предлагать инвестиционно привлекательные проекты частным партнерам, которые в свою очередь могут обеспечить должное качество при создании и управлении объектами инфраструктуры. Для обсуждения вопросов, связанных с реализацией проектов ГЧП в социальной сфере, вот уже второй год подряд в рамках "Российской недели ГЧП" при поддержке Агентства стратегических инициатив проводится день, полностью посвященный этой тематике. В повестке принимают участие представители всех профильных министерств социального блока. И интерес, который проявляют частные компании к этому мероприятию, показывает, что мы движемся в верном направлении.

Ну и, конечно, для стимулирования экономического роста нам нужно продолжать запускать проекты в транспортной отрасли, формируя макрорегиональные транспортные каркасы и транспортные коридоры. Отдельно хочу отметить две новые отрасли для применения механизмов ГЧП - это инфраструктура агропромышленного комплекса и объекты промышленного производства. Если первые уже включены в закон о концессиях и о ГЧП, и мы видим огромный интерес со стороны инвесторов, то включение в законодательство второго вида объектов (промышленного производства) только обсуждается, но нам кажется, что данный механизм модернизации и технического перевооружения государственных промышленных предприятий будет хорошим дополнением к существующему сегодня специальному инвестиционному контракту, только не для вновь создаваемых объектов, а для существующих и требующих привлечения инвестиций объектов в приоритетных отраслях промышленности, например в производстве продукции двойного назначения, инструментальной стали, станкостроении, в отдельных сферах оборонно-промышленного комплекса и др. Это хорошая альтернатива приватизации, позволяющая сохранить за государством и частичный контроль за управлением объектом, и право собственности, привлекая при этом деньги и технологии с рынка.

- Павел Леонидович, приближается март, а значит, скоро будет представлен рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП. Можно ли уже сказать, какие прослеживаются тенденции?

- Да, действительно, в данный момент Минэкономразвития России совместно с Центром развития ГЧП ведут активную работу по сбору и обработке информации от регионов. Делать какие-то конкретные прогнозы еще рано. Но также хочу обратить внимание, что в этом году результаты рейтинга будут в любом случае разниться с прошлогодними в связи с изменением методики расчета. Так, в начале февраля текущего года Минэкономразвития России опубликовало приказ, согласно которому теперь показатель уровня развития ГЧП в субъекте формируется на основе значений трех факторов: развития институциональной среды в сфере ГЧП, нормативно-правовой базы и опыта реализации проектов. Ранее методика включала оценку инвестиционной привлекательности региона.

- Эти изменения могут сильно сказаться на результатах? Есть вероятность, что регионы, занимающие лидирующие позиции в прошлом году, в этом году скатятся вниз, а аутсайдеры, наоборот, поднимутся?

- В данном случае мы будем говорить лишь о достижении региональных показателей, установленных распоряжением правительства о KPI по социально-экономическому развитию высших должностных лиц. Предполагается, что соотношение регионов, которые достигнут поставленных значений, и тех, кому в текущем году этого не удастся, будет примерно 50х50. Что же касается распределения мест, то лидеры, скорее всего, останутся те же, а в средней и нижней частях таблицы могут произойти существенные изменения. Также хочу обратить внимание, что в этом году мы запустим еще три рейтинга - муниципалитетов, консультантов и проектов ГЧП. На мой взгляд, система рейтингования - это один из стимулов для вывода подготовки и реализации проектов ГЧП на более качественный уровень.

- Как в целом на сегодняшний день вы оцениваете ситуацию в регионах?

- Если говорить непосредственно о реализации инфраструктурных проектов и использовании механизмов ГЧП, то уже сегодня я с уверенностью могу сказать, что регионы могут, а главное, хотят делать проекты ГЧП. В большинстве субъектов ведется активная работа по формированию нормативной базы, наращиванию компетенций на местах, поиску и запуску пилотных проектов. Конечно, есть как позитивные, так и негативные практики, но в любом случае, считаю, главное, что в сознании региональных администраций за последние годы произошел определенный перелом и от теоретического обсуждения ГЧП они перешли в практическую стадию реализации проектов. Безусловно, определенным импульсом стало также принятие Федерального закона о ГЧП, который закрепил единый понятийный аппарат на федеральном уровне.