Все новости

Виктор Гришин: Мы подготовили свыше 175 тысяч специалистов за 110-летюю историю вуза

Ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова рассказал о главных достижениях высшего учебного заведения

МОСКВА, 13 февраля 2017 г. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова отмечает 110-летие. Среди выпускников одного из старейших вузов страны глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, министр труда и социальной защиты Максим Топилин, предприниматель Олег Дерипаска и многие другие известные деятели. О том, каковы главные достижения университета, какие перед ним стоят задачи и нужны ли вузу дополнительные испытания наряду с ЕГЭ, в интервью ТАСС рассказал ректор вуза Виктор Гришин.

- Уважаемый Виктор Иванович, университет отмечает значимую дату, а последние девять лет вуз возглавляете вы. Расскажите, пожалуйста, о том, чем вы гордитесь, о самых значимых достижениях за эти годы.

- Университету удалось сохранить и расширить уникальный профессорско-преподавательский коллектив, накопить огромный опыт в подготовке квалифицированных и социально-ответственных кадров как для крупнейших компаний страны, так и для предприятий среднего и малого бизнеса. В 2012-2015 годах по решению Министерства образования и науки РФ произошло укрупнение университета за счет присоединения Саратовского государственного социально-экономического университета, Российского государственного торгово-экономического университета и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Сегодня Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова - крупный учебный, научный и производственный комплекс, активно сотрудничающий с более чем 200 образовательными учреждениями и 900 компаниями по всему миру. В настоящее время в Москве и 26 филиалах университета в России и за рубежом обучается более 60 тыс. студентов, работает около 6 тыс. работников, из которых более 2,9 тыс. преподавателей. В составе головного кампуса университета в Москве - 14 учебных факультетов и более 50 кафедр, десятки научных подразделений.

Многие образовательные программы РЭУ имеют российскую национальную профессионально-общественные аккредитации, свыше 30 программ имеют международные аккредитации. В научной сфере нам удалось существенно увеличить публикационную активность, причем не только в российских наукометрических системах, но и в международных, а также постепенно увеличивается цитируемость работ наших ученых, размещенных в журналах, индексируемых российскими и международными системами. Мы стали интенсивно развивать систему внутреннего финансирования научной деятельности, в результате возможность представлять результаты своих исследований и их востребованность существенно выросли: аналитические материалы РЭУ востребованы органами власти, РАН и СМИ, имеют международный цифровой идентификатор (DOI).

- Каково место РЭУ в международных образовательных рейтингах?

- Университет входит в ведущие российские и международные рейтинги, причем за последние годы, несмотря на процессы объединения, в большинстве рейтингов нам удалось удержать и даже улучшить свои позиции. В частности, с 2012 года РЭУ входит в число 22 российских университетов, включенных в рейтинг QS World University Rankings. Хорошую динамику наш университет показал в рейтинге QS университетов стран БРИКС - РЭУ смог улучшить свою позицию (с 91 до 90), причем из 19 российских вузов, входящих в топ-100, только семь продемонстрировали положительную динамику в этом рейтинге, включая наш университет. Мы продолжаем оставаться первым вузом в России, получившим 4 звезды в рейтинге QS Stars. После нас в России этот же результат смогли пока достичь только три университета, а всего в этот рейтинг включены 13 университетов из России.

- Какие задачи ставите по развитию вуза?

- Мы работаем над улучшением инфраструктуры: реставрированы и работают все корпуса университета, улучшены планировки многих аудиторий, модернизированы три базы отдыха, увеличивается количество мультимедийных классов и территория покрытия сети Wi-Fi, идет работа по оптимизации имущественного комплекса и филиальной сети.

Стратегическая цель университета на период до 2021 года - построение эффективной многоуровневой системы непрерывного образования в сфере экономики и смежных областях знаний, отвечающей запросам государства, общества и личности, формирование университета, образовательная и научно-исследовательская деятельность которого имеют широкое международное и национальное признание и обеспечивают ресурсную базу его дальнейшего устойчивого развития. Стратегия РЭУ направлена на повышение конкурентоспособности на национальном и международном уровне за счет интернационализации научно-исследовательской и образовательной деятельности и формирования эффективной системы обеспечения качества научных исследований и образовательных программ.

- Самые известные выпускники университета?

- Успехи университета в сфере трудоустройства отмечены национальными и международными рейтингами агентств RAEX, Интерфакс, QS и других. За годы своего существования РЭУ им. Г. В. Плеханова подготовил более 175 тысяч высококвалифицированных специалистов для сфер экономики и финансов, права и управления, международного бизнеса, информационных технологий и др.

Мы гордился всеми своими выпускниками, и по праву: в международном рейтинге QS по трудоустройству по критерию "достижения выпускников" Плехановский университет занял 85 место в мире (четвертое место в России). Среди наших выпускников - восемь миллиардеров, входящих в российский список Forbes. Выпускники университета работают в 82 регионах страны и за рубежом, 4% выпускников стали индивидуальными предпринимателями. По параметру представленности выпускников в составе правления крупнейших компаний из списка "Эксперт-400" РЭУ занимает четвертое место, также четвертое место университет занимает по числу выпускников - руководителей 500 крупнейших компаний России по данным агентства РБК.

Выпускниками РЭУ имени Г.В. Плеханова являются выдающиеся научные и государственные деятели, в частности, А.Л. Чижевский - советский биофизик, основоположник гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики; К.В. Островитянов -  советский экономист и общественный деятель, вице-президент АН СССР; Д.Э. Розенталь - советский и российский лингвист; В.В. Ивантер - советский и российский экономистакадемик РАН; В.А. Мау - ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Г.А. Явлинский - политический и государственный деятель, экономист, основатель общественного объединения и лидер политической партии "Яблоко"; Я.М. Уринсон - российский государственный деятель, экономист, заместитель председателя правительства России, министр экономики России (1997-1998 гг.); М.С. Ликсутов - заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и многие, многие другие.

- В этом году 10-летие отмечает система ЕГЭ в России, с момента принятия закона о госэкзамене как обязательной  форме итоговой аттестации.  Оправдала себя эта форма набора абитуриентов для вашего вуза?

- Хотелось бы отметить, что нет ни одной идеальной системы оценки знаний, будь то классический письменный экзамен, или ЕГЭ. Всегда будет место для обсуждений качества заданий, точности формулировок, объективности оценочной шкалы. Но не следует забывать, что система единого государственного экзамена дала возможность огромному количеству абитуриентов из регионов на равных условиях с жителями больших городов поступить в престижные вузы, определив понятный и заранее известный формат экзамена. Возможность выбора предметов для сдачи ЕГЭ дала возможность абитуриентам сосредоточиться непосредственно на тех дисциплинах, которые действительно интересны школьникам, в которых они смогут проявить свои способности.

Система поступления в вузы на основе результатов ЕГЭ позволила абитуриентам пробовать свои силы не в одном вузе, а сразу в пяти. У абитуриентов нет необходимости сдавать вступительные испытания в каждом учебном заведении, как это было ранее. Стоит отметить, что не у всех ребят была возможность готовиться к специализированному вузовскому экзамену.

- Считаете ли вы необходимым вводить дополнительные испытания для абитуриентов?

Сегодня вузам предоставлено право учитывать при приёме результаты только трех экзаменов из четырех, при этом обязательно должны учитываются результаты ЕГЭ по русскому языку и по профильному для данной специальности предмету. По большинству направлений подготовки в нашем университете учитываются результаты трех экзаменов, на "Экономику" и "Менеджмент" - наши самые многочисленные направления - мы учитываем результат экзамена по четырем предметам, также четыре предмета учитываются при поступлении на направление "Дизайн".

Дополнительные экзамены имеет смысл проводить тем вузам, для обучения в которых нужны особые способности, как например по творческим специальностям. Мы пока не видим особой необходимости в введении дополнительных испытаний. При обеспечении надлежащей процедуры сдачи ЕГЭ выпускниками школ, с учетом возможности засчитывать индивидуальные достижения в форме портфолио и результаты олимпиад, нам удается сформировать хороший контингент студентов.