18 декабря 2018, 06:00,
обновлено 18 декабря 2018, 06:00

Ректор МГТУ им. Г.И. Носова: университет вышел на мировой уровень

Ректор МГТУ им. Г. И. Носова Михаил Чукин. Управление информационной политики МГТУ им. Г. И. Носова
Ректор МГТУ им. Г. И. Носова Михаил Чукин
Михаил Чукин рассказал о перспективах вуза в преддверии его 85-летия

-Михаил Витальевич, в следующем году университету исполнится 85 лет. Какой путь прошел вуз от истоков до настоящего времени?

-Изначально вуз был создан для того, чтобы обеспечивать квалифицированными кадрами градообразующее предприятие Магнитогорска - Магнитогорский металлургический комбинат. Университет делал это всю свою жизнь и, на наш взгляд, делал это эффективно. Время меняется, поэтому сегодня в кадрах нуждается не только комбинат, но и другие предприятия, социальная сфера всего региона и России в целом. Таким образом, университет постепенно из городского уровня перерос в университет мирового уровня.

-Что послужило присвоению университету статуса опорного вуза Южного Урала?

-На мой взгляд, этому способствовали несколько ключевых моментов, которые стоит отразить. Первое – присоединение к вузу колледжей города. Это был достаточно большой значимый этап в развитии университета. Сначала он воспринимался неоднозначно, но теперь мы видим эффект от присоединения - прежде всего, с точки зрения получения компетенций ребятами. Неразрывная связь среднего профессионального образования (СПО), высшего образования (ВО) и предприятий дает синергетический эффект.

Ни для кого не секрет, что большой процент студентов с СПО поступают на уровень бакалавриата. Эти ребята приходят в университет уже с определенными знаниями, компетенциями, профессиональными навыками. И, самое главное, решение получить высшее образование они делают уже осознанно, они стимулированы на успех и продвижение по карьерной лестнице. Этот этап очень значимый. Сейчас слияние СПО и ВО в содержательном плане – современный тренд.

Второй, и тоже исторически значимый момент - это присоединение гуманитарной составляющей Магнитогорского государственного университета. Это тоже новая синергия. Синергия взаимодействия гуманитарных и технических направлений дает качественно новый результат. В качестве примера приведу новые, очень интересные проекты по цифровой гуманитаристике, проекты по социальной сфере, инклюзии, которые осуществляет институт гуманитарного образования.

Эти ключевые факторы легли в основу того фундамента, на котором сейчас строится современный Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

-Какие изменения происходят в вузе с точки зрения современного тренда "образование через всю жизнь"?

-В свое время мы сделали ребрендинг, и тезис "образование через всю жизнь" трансформировали в одну из главных задач, которые ставятся сегодня перед современным университетом. Наш университет призван создавать региональную предпринимательскую элиту на основе новых смарт-технологий, и реализуется это через интересный подход, который обозначен в нашем слогане "Магнит для талантов! Вектор успеха!". Это хорошо согласуется с общемировой тенденцией "образование через всю жизнь" - мы должны притягивать к себе ребятишек, адаптировать к нашей среде и, самое главное, после окончания университета дать возможность самореализоваться.

Говоря о "магните для талантов", стоит акцентировать внимание на некоторых ключевых проектах, которые мы частично реализовали в этом году, частично реализуем в следующем.

-Как привлечь ребят довузовского возраста, ведь в своих стенах вы их не видите?

-Для этого родилось два проекта: первый – "Кванториум", который уже открыл двери для ребят, они приступили к занятиям. Таким образом, мы видим этих детей у себя, они в свою очередь видят университет, и тем самым формируется их привязанность к нашему вузу.

Второе направление, в которое мы тоже постепенно входим, это Проектная школа, которая будет ориентироваться уже на ребят постарше, школьников 10-11 классов. Те пробелы школьного образования, которые неизбежно возникают, они смогут компенсировать в этой Проектной школе. Но основным ее преимуществом станет то, что она даст возможность школьникам заниматься проектами, востребованными нашими бизнес-партнерами, коммерческими предприятиями. Это и есть та сквозная цепочка, с которой мы начинали - образование через всю жизнь. И в этом мы будем всячески содействовать и помогать ребятам.

Третье направление - научно-инновационное. В этом году в университете создан R&D-центр (англ. research and development - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, НИОКР – прим. ТАСС). На его базе студенты могут вести свои предпринимательские проекты с последующим выходом на создание собственного бизнеса. Например, один из проектов, которые реализуются на данный момент - создание экзоскелетов для рабочих ПАО "ММК".

-Заметно возросло присутствие вашего университета в международных проектах. Как развивается вуз с точки зрения внешней, международной деятельности?

-То, что наш университет региональный, ни в коем случае не ограничивает нас регионом. Да и нельзя замыкаться только на регионе. Университет должен быть виден за рубежом, причем мы должны звучать достаточно ярко во всех направлениях. Мало того, мы должны не только звучать, у нас есть все основания для того, чтобы к нам приезжали ребята из-за рубежа. Я говорю не только о развивающихся странах, таких как Казахстан, это у нас уже активно реализуется. Мы говорим уже о более развитых странах – страны Европейского союза. Безусловно, в стратегиях – страны БРИКС. Есть осторожные надежды на более тесное взаимодействие с Китаем и Индией. И у нас уже есть опыт по реализации российско-китайской программы двойных дипломов в области логистики. Это один из примеров возможного дальнейшего взаимодействия с другими странами.

В целом, в университете активно возрастает студенческая и преподавательская мобильность. У нас проходят обучение студенты из Франции, Турции, Италии, Египта, Кипра, Великобритании, также и наши студенты регулярно проходят обучение за рубежом. И, хочу отметить, что это международное движение позитивно сказывается как на уровне студентов, так и на уровне преподавателей, они очень заинтересованы и мотивированы этой деятельностью.

Кроме того, мы реализуем подготовку на нашей базе иностранных специалистов. Например, в рамках межправительственного соглашения между Россией и Кубой у нас состоялось успешное обучение кубинских производственников с завода им. Хосе Марти. Похожий проект мы планируем осуществить в следующем году с производственниками из Объединенных Арабских Эмиратов, в рамках совместного проекта по запуску металлургического завода United Steel Industries FZC в городе Эль-Фуджейра.

С точки зрения науки, безусловно, должна быть коллаборация ученых. Мы создали ряд лабораторий, я не лукавлю, мирового уровня. И это взаимодействие ученых производит движение вверх. Мы действительно становимся более заметными. Это подтверждают те международные рейтинги, в которых мы сейчас находимся.

-Каким в дальнейшем вы видите развитие МГТУ?

-На сегодняшний день я считаю, что мы должны стать еще более видимы в мире. Это тот мейнстрим, к которому можно привязать все остальные трансформации, изменения и проекты. Почему? Прежде всего, это имиджевая составляющая университета. И внутри города, и даже внутри России изменить имиджевую составляющую – будет неким локальным изменением. А трансформироваться и конкурировать мы должны всегда на мировом уровне с общепризнанными ведущими университетами. Отсюда пойдет все остальное – и приезд иностранных ребят, что также очень важно для города, и промышленный туризм, и, возможно, исторический туризм, здесь городу определенно есть чем похвастаться.

С научной точки зрения мы уже достаточно узнаваемы на сегодняшний день, но в будущем мы должны занять в мире такую нишу, чтобы ни у кого в мире не возникло сомнений, что лучшие знания в определенных областях можно получить только в Магнитогорске. Задача амбициозная, но достижимая.

Об университете

Магнитогорский государственный технический университет (МГТУ) имени Г.И. Носова стал одним из региональных опорных университетов в апреле 2017 года. В университете и его филиале в Белорецке обучаются около 15 тыс. студентов по 753 образовательным программам высшего образования и 20 специальностям среднего профессионального образования. Действует шесть докторских диссертационных советов по 11 научным специальностям, работают 106 докторов наук и 502 кандидата наук.

Среди выпускников университета – известные политики и государственные деятели, выдающиеся ученые, крупные промышленники, знаменитые писатели и спортсмены. В их числе - губернатор Челябинской области Борис Дубровский, председатель совета директоров ПАО "ММК" Виктор Рашников, министр строительства предприятий тяжелой индустрии Казахской ССР Александр Коркин и другие.