16 декабря 2013, 10:00,
обновлено 16 декабря 2013, 09:00
Новости регионов

Владимир Миклушевский: в Приморье будут созданы индустриальные парки

ИТАР-ТАСС/ Смитюк Юрий

На первом этапе планируется организация в крае пяти таких площадок, сообщил в интервью ИТАР-ТАСС губернатор Приморского края Владимир Миклушевский

- Владимир Владимирович, на прошлой неделе президент страны объявил, что тем регионам, кто будет вкладывать средства в создание индустриальных парков, деньги будут возвращаться в бюджет. Приморье ведь тоже претендует на такие преференции?

- По словам Владимира Путина, это решение выстрадано в изнурительной дискуссии с Министерством финансов. Приморье не просто претендует, в крае уже начата работа по созданию таких площадок. Мы планируем создать пять таких площадок на первом этапе. Это интегрированная развлекательная зона "Приморье" - там уже идет строительство отелей и соответствующей инфраструктуры. Индустриальный парк в Надеждинском районе, агротехнопарк в Михайловском районе, начнет свою работу кластер строительных материалов. А также рыбный кластер, который, скорее всего, будет размещен в Шкотовском районе. Мы пока еще выбираем площадку.

- Приморье позиционируется как ворота России в АТР. Мы видим внимание руководства страны к вашему региону: к саммиту АТЭС Приморье преобразилось. В каком ключе, по вашему мнению, должен развиваться край теперь?

- Приморье, и особенно Владивосток, действительно преобразились благодаря проведению в 2012 году саммита АТЭС. Для его подготовки в город были вложены беспрецедентные средства - 680 млрд руб. Это сильно изменило лик Владивостока и транспортную и социальную инфраструктуру. Появился кампус ДВФУ, один из лучших в мире. Возведен новый современный аэропорт, построено и реконструировано 150 км дорог. И, конечно, это красавцы мосты, которые запоминаются каждому, кто приезжает во Владивосток.

Поменялось многое, и в том числе отношение приморцев к своей малой родине: они не хотят уезжать из региона, как прежде.

Но нам нельзя останавливаться на достигнутом. Приморье сегодня находится в окружении быстроразвивающихся стран АТР, и мы должны использовать это преимущество. Максимально привлекать к нам новые высокотехнологичные производства. В чем преимущество Приморского края, Владивостока перед другими регионами, другими городами? В географическом положении! В России нет ни одного другого крупного города, вокруг которого в часе полета на самолете проживало бы 400 млн человек. Это огромные рынки, которые нужно осваивать, выходить со своими продуктами, в том числе и продуктами высокотехнологичными. Такая задача сейчас ставится руководством страны.

С другой стороны, любое взаимодействие с партнерами должно быть взаимовыгодным, и, конечно же, быстроразвивающемуся Азиатско-Тихоокеанскому региону крайне важны природные ресурсы, которые есть в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России. Но мы хотим продавать не просто сырье, а продукты глубокой переработки. Поэтому в Приморье развиваются такие проекты, как строительство заводов по нефтехимии и газохимии. С Алексеем Миллером (глава ОАО "Газпром") мы подписали меморандум о строительстве завода СПГ, объем инвестиций в который - $13,5 млрд. Это беспрецедентно крупный проект, который повысит энергетическую безопасность стран АТР и поможет диверсифицировать сбыт.

Не могу также не сказать еще об одном серьезном производстве, про которое сначала не все понимали, зачем оно нужно, - сейчас, думаю, скептиков все меньше и меньше - это автозавод "Соллерс", который уже сегодня переходит на полносборочное производство.

Очень важное для нас направление - туризм. Мы хотим создать крупный туристический кластер на базе Приморской игорной зоны. На инвестиционном конгрессе, который состоялся в сентябре, мы подписали соглашение с двумя крупнейшими мировыми операторами на $1 млрд, это первый этап вложения в зону.

Но самый важный фактор успеха любого региона - это люди. Для того чтобы они оставались и хотели работать в Приморье, нужно создавать условия. Я всегда говорил, что для меня фраза "социальные расходы" означает социальные доходы в недалекой перспективе. Люди в дальнейшем отдадут это с лихвой своим трудом. Мы уже второй год подряд имеем достаточно социально ориентированный бюджет: за два года мы практически полностью обновили парк скорой помощи (закупили 200 машин), возведем 130 фельдшерско-акушерских пунктов, покупаем 100 санитарных машин, делаем достаточно крупные инвестиции в сферу образования (в рамках модернизации региональной системы общего образования). По разным причинам эта сфера в Приморье длительное время не получала должных инвестиций, и мы сейчас предпринимаем энергичные усилия, чтобы компенсировать это.

- Как руководство региона решает проблемы жителей, пострадавших от летнего паводка?

- Режим ЧС был объявлен в 16 районах из 34. Во время дождей в некоторых районах края буквально за два дня выпала шестимесячная норма осадков, горные реки очень быстро наполнялись, но ущерб от стихии в Приморском крае все же был значительно ниже, чем у наших соседей. Сразу после паводка я несколько раз был в разных районах региона и впоследствии несколько раз летал туда на вертолете с целью проверки хода восстановительных работ. За счет средств краевого бюджета людям были выплачены компенсации за потерянный урожай, имущество (вода стояла до полуметра, пострадали и мебель, и конструкции домов) и сразу начались восстановительные работы (дороги, мосты, очистка русел рек). Очень серьезная поддержка была оказана со стороны федерального правительства, по указу президента РФ приморцы получили очень крупные выплаты.

Сейчас основные выплаты - около 99,5% - уже закончены, остальные люди находятся вне территорий своих населенных пунктов и просто не могут пока эти деньги получить.

Начат ремонт домов, уже восстановлен проезд по всем дорогам, я поставил задачу, чтобы до конца года все временные мосты были построены и люди могли по ним безопасно ездить. Мы постарались также помочь нашим соседям: около 3 тыс. детей (некоторые с родителями) из пострадавших регионов отдохнули в наших лагерях за счет регионального бюджета Приморского края (речь идет об Амурской области, Хабаровском крае и ЕАО).

- Как идет декриминализация Приморья? Какие результаты достигнуты?

- Борьба должна вестись на всех уровнях, невзирая на должности и авторитеты: если человек берет взятку или вымогает деньги, то в конечном итоге он должен поплатиться за это. С таким тезисом я пришел руководить регионом, потому что людям уже надоело жить в криминальной среде, и поэтому такая задача с повестки дня не только не снята, но и будет усиливаться. Это касается и коррупции, и незаконных операций в сфере рыбодобычи. Не так давно с нашей подачи были отменены результаты крабовых аукционов 2012 года, и мы будем и в дальнейшем добиваться прозрачности в этой сфере, чтобы у участников этого рынка был равный доступ к торгам.

Одной из основных задач является декриминализация лесной отрасли. Одновременно и в Госдуме, и в нашем регионе рассматриваются законопроекты об обороте леса (принятие ряда мер для достижения прозрачности в этой сфере, чтобы точно понимать, где срублен лес, откуда он, куда следует и т. д.). Они схожи между собой, но законодательство позволяет нам, не дожидаясь вступления в силу федерального закона, принять свой (внеся в него впоследствии, если потребуется, какие-то поправки).

С помощью самых современных технологий мы будем следить за незаконной вырубкой леса из космоса. Также мы покупаем специальный вертолет для лесоохраны и готовы развивать соответствующие виды транспорта для того, чтобы решить эту проблему даже в труднодоступных местах края.

- Вы не раз подчеркивали, что развитию туризма в Приморье уделяется особое внимание. Что интересного может привлечь туристов в край, ведь летний сезон там не самый длинный?

- "Игорная зона" - официальное название, которое фигурирует в документации. Сейчас в мире все зоны такого рода развиваются как интегрированные курорты. Более того, тенденция такова, что большая часть доходов приходится не на игру, а на сопутствующие виды бизнеса (туризм, развлечения, питание, экскурсии и пр.). Именно на этом мы и делаем акцент. Не только те, кто любит играть, но и обычные семьи с детьми смогут отдохнуть там на аттракционах, во время шопинга и т. д.

Мы также уделяем особое внимание экологическому туризму, потому что Приморье - регион с уникальными природными условиями.

Экологический туризм может стать мощным толчком для развития экономики тех районов края, которые сейчас не в лучшем состоянии, но с точки зрения рекреационного потенциала имеют огромное преимущество, например, перед промышленным югом Приморья, - это Лазурский, Ольгинский, Пожарский районы.

Для развития туризма в этих местах необходима, конечно же, транспортная инфраструктура. В 2013-2014 годах мы закупим три 19-местных самолета для новой авиакомпании "Аврора", которые могли бы возить не только приморцев, но и туристов.

Мы привлекаем крупную вертолетную компанию, которая готова построить вертодром. Мы ожидаем увеличения турпотока в Приморье до 10-12 млн человек в год в среднесрочной перспективе (сегодня в край приезжают порядка 1-1,5 млн туристов в год). У нас для этого есть необходимая инфраструктура - новый аэропорт с пропускной способностью двух взлетно-посадочных полос 20 млн пассажиров в год. Сейчас здание аэровокзала рассчитано на 5 млн пассажиров, оно модульное и в любой момент при необходимости может быть расширено.

- Какое событие вы считаете главным достижением по итогам 2013 года и какие планы у вас на 2014 год?

- Главным событием уходящего года стало 75-летие Приморского края. С одной стороны, мы подвели итоги, с другой - наметили планы на будущее. Мы постарались сделать так, чтобы торжества коснулись каждого муниципалитета и праздник прошел по всему Приморью. Совместно с информационным агентством ИТАР-ТАСС к 75-летию Приморского края будет создан альбом, демонстрирующий потрясающую природу Приморья.

В экономическом плане 2013 год был непростой, но предварительные итоги показывают, что Приморский край развивается в 1,4 раза быстрее, чем в среднем экономика страны (по итогам 2012 года экономика Приморского края росла в 1,5 раза быстрее, чем в среднем росла экономика по России, по темпам роста мы опережали Японию и Республику Корея, уступили только Китаю).

Что касается 2014 года, то уже в январе вступит в силу закон, которого ждут сотни тысяч приморских семей, - закон "О бесплатном предоставлении земель в целях жилищного строительства". Мы долго работали над этим правовым актом, благодаря которому получить земельный участок могут семьи, воспитывающие двоих детей, в том числе приемных, и молодые семьи, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет.  

Кроме того, у нас очень серьезные планы по развитию промышленности, темпы роста у нас хорошие. Стартует проект по строительству завода СПГ, а также угольного терминала "Суходол", также мы приступим к проектированию нефтехимического и газохимического кластеров. Это проекты, которые были заложены в 2013 году.

Начнется строительство дороги Владивосток - Находка - Порт Восточный (мы уже провели конкурс, определен победитель). Она позволит создать транзитный коридор для поставок товаров из северо-восточных провинций Китая.

Поэтому у нас хорошие ожидания от грядущего года.

Беседовал Павел Черемисин