Все новости

Открыта продажа билетов на выставку "Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали"

Билеты можно приобрести онлайн на сайте музея

Москва, 25 сентября. С 9 октября 2020 по 10 января 2021 года в Музеях Московского Кремля пройдет выставка "Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали" (0+). В выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца посетители увидят около четырехсот произведений из драгоценных металлов с эмалью – работы русских ювелирных фирм ХIХ – начала ХХ столетия.  Билеты на выставку уже сейчас можно приобрести онлайн на сайте музея. Посещение будет организовано по сеансам каждые полчаса с 10 до 16 часов.

В проекте,  посвященном работам  придворного ювелира русских царей Карла Фаберже и творчеству выдающегося российского "живописца по эмали" Федора Ивановича Рюкерта,  впервые на одной выставочной площадке будут собраны творения великих российских ювелиров и эмальеров рубежа ХIХ и ХХ веков более чем из двадцати  музеев и частных собраний России и  Великобритании. Фаберже и Рюкерта связывало длительное и плодотворное сотрудничество: Федор Рюкерт создавал эмалевые произведения по заказу Карла Фаберже, а также работал для прославленных  российских фирм  П. Овчинникова и И. Хлебникова – поставщиков Высочайшего Двора – и других знаменитых московских предприятий. Помимо произведений Фаберже и Рюкерта, посетители выставки смогут познакомиться с изделиями, созданными фирмами, фабриками, мастерскими и артелями О. Курлюкова, А. Постникова, М. Семеновой, Г. Клингерта, А. Кузмичева.

Представленные на выставке произведения отражают весь известный спектр сложнейших эмалевых техник –  от перегородчатой и выемчатой эмали до светящейся, как средневековый витраж, оконной, а также живописной эмали. Например, из  Великобритании будет привезен серебряный золоченый кубок работы Федора Рюкерта, роскошно декорированный перегородчатой и живописной эмалью. Кубок был приобретен  сэром Артуром Гилбертом на аукционе Сотбис в 1989 году, и вот уже более 10 лет хранится в Музее Виктории и Альберта.

"Мы знаем, что наши постоянные посетители очень ждут эту выставку. По объективным причинам, связанным с пандемией коронавируса, мы перенесли открытие с апреля на октябрь, а в процессе подготовки приходилось вносить некоторые изменения  в состав экспозиции. Но я рада, что мы сможем показать совершенно уникальные вещи из музея Виктории и Альберта и очень благодарна всем российским музеям и коллекционерам, совместно с которыми мы смогли реализовать ту концепцию, которую задумали изначально", - отмечает генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Отдельного внимания заслуживают изделия с миниатюрными, выполненными в технике живописи по эмали, копиями картин знаменитых художников.  Источником вдохновения для ювелиров рубежа XIX-XX веков  служили произведения В. Васнецова, К. Маковского, И. Куликова, С. Соломко, Ф. Сычкова, В. Верещагина и других – некоторые из этих работ можно будет увидеть в выставочных залах. Обычно сюжетами эмалевых   композиций    были   сцены   из    русского  быта   и     отечественной    истории   "давно  ушедших веков", но встречались и исключения, как, например, одна из серебряных шкатулок фирмы К. Фаберже.  На ней  изображены события, происходившие при жизни придворного мастера – шкатулка украшена миниатюрной копией картины  В. Верещагина "Перед атакой. Под Плевной", и это единственное известное  произведение Фаберже с батальной миниатюрой на тему русско-турецкой войны  1877-1878 гг.

Помимо полотен  живописцев, мастера и художники ювелирных фирм периода расцвета отечественного серебряного и эмалевого производства вдохновлялись   шедеврами из собрания Оружейной палаты Московского Кремля, которая была для них школой мастерства и источником идей. На выставке впервые будут представлены экспонаты из сокровищницы – усольские эмали, изделия ювелиров кремлевских мастерских, а также китайских мастеров фарфора ХVI–ХVII вв.

Многие произведения являются не только образцами виртуозного мастерства русских мастеров серебряного дела и эмальеров, но также имеют историческое и мемориальное значение. Некоторые из них были дипломатическими подарками, другие имеют официальную имперскую символику – их вручали от имени монарха, и, наконец, это частные, семейные подарки, знаки любви и внимания, сохранившие гравированные дарственные надписи на разных языках. Они свидетельствуют о том, что произведения российских эмальеров были любимы и популярны во всем мире, а сейчас они украшают крупнейшие музейные собрания и вызывают живой интерес всех, кто любит и ценит отечественное ювелирное дело.