Москва, 9 октября. В рамках форума "Сильные идеи для нового времени" (12+) участники рынка EduNet НТИ предложили проект цифрового наставника, который составляет график дел и встреч. Форум пройдет в Сочи, его организуют Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресс.
Иметь ассистента очень удобно: он напоминает, советует и подсказывает. Но позволить себе хорошего личного помощника может не каждый, это дорого. Участники форума "Сильные идеи для нового времени" предлагают решить задачу с помощью цифрового ассистента (или наставника). Круг задач у него шире, не только просто записать и напомнить. "Ассистент будет находиться постоянно с человеком, подсказывать, советовать, напоминать. Цифровой наставник будет составлять программу обучения, личностного развития и карьерного роста, работая на опережение", – обещает автор проекта.
Задачи цифрового наставника:
- Составление программы обучения и личностного развития
- Продумывание карьерного роста
- Отчетность о физическом, эмоциональном и психическом состоянии человека
- Напоминания о важных задачах
- Коммуникация с человеком
Конструктивно наставник может находиться везде: в телефоне, в любом отдельном гаджете, в "умных" устройствах.
Цифровой наставник работает на основе технологий искусственного интеллекта и нейросети, что позволят постоянно его совершенствовать и гибко настраивать под потребности конкретного человека. Функционал такого ассистента постоянно расширяется. В результате постепенно появляется цифровой двойник человека, а там и до цифрового бессмертия недалеко.
Аналоги
Частично схожие по функционалу помощники уже либо существуют, либо разрабатываются крупнейшими технологическими компаниями. Это:
- Электронные голосовые помощники (Google, Yandex, Amazon)
- Виртуальные цифровые помощники: SRI International (Калифорния, США), проект ePytia.
- Персональные информационные менеджеры (Akonadi, Backpack, Dailer, do-Organizer, doogiePIM, Efficcess, Essential PIM, KeyNote, Mozilla Sunbird, Книга Руна и др.)
- ИИС (Российская ассоциация искусственного интеллекта, Наносемантика, robochat.ru, и др.)
- Вопросно-ответные системы (AskNet Search, BrainBoos и др.)
Технологический стартап за четыре года. Рецепт приготовления
Одна из болей современного образования – устаревшие методики профориентации в школах. Система образования постоянно оценивает теоретические знания учащихся и занимается отсеиванием. В итоге вырастает поколение, неспособное к формированию и воплощению в жизнь инновационных идей.
Для решения данной проблемы была разработана комплексная непрерывная (бесшовная) система взращивания и развития технологических предпринимателей, которая претендует на то, чтобы изменить парадигму существующей проектно-инновационной деятельности. В долгосрочной перспективе она направлена на детальную проработку и выведение конкурентоспособных проектов на международный рынок. Авторы идеи уверены, что можно ускорить темпы роста стартапов в три раза и решить "вечную проблему" системы образования в нашей стране – связать его с бизнесом и наукой.
В чем идея
Будет создана база данных по проектам, основанным на трендах и потребностях реального сектора экономики. Учащиеся смогут объединяться в команды и сообщества для решения реальных проблем определенных компаний (заказчиков). Предполагается командная проектная деятельность, причем за каждой командой будет закреплен свой "коуч" или руководитель. Также будет подключена экспертиза от специалистов рынка.
В результате у команды сформулированы:
- Бизнес-идея (проектирование на начальном этапе)
- Контрагенты (онтологическая модель взаимодействия)
- Бизнес-модель (экономический анализ)
- Продукты и услуги
- Финансовая модель
- Дорожная карта (лица, сроки и ресурсы для реализации проекта)
"Данный проект важен с точки зрения смены парадигмы и методологии обучения будущих лидеров и технологических предпринимателей с отсева на взращивание. Если мы детально разберем нынешнюю систему образования, то увидим множество молодых профессионалов, работающих не по специальности, и многих, кто не может реализовать свой потенциал; мы увидим, что на каждом этапе обучения существуют барьеры и отборы, отсевы. Также не секрет, что нынешние методики работают в большей степени с системным мышлением, творческое (гибкое) перестает развиваться с пятого класса, отсюда возникает невозможность для специалиста, который не получал в свободное время дополнительного образования, заниматься проектной деятельностью. В итоге: страна недополучает технологических предпринимателей, способных скомпилировать конкурентоспособный проект", - рассказал участник EduNet НТИ, CEO EduTechPlace Дмитрий Козырев.
По мнению авторов проекта, сегодня специалист в среднем переходит к проектной деятельности только к 30 годам.
Благодаря новой программе будущие технологические предприниматели уже к 18 годам будут иметь портфолио проектов и опыт как побед, так и неудач, а также готовые команды, уверен Дмитрий Козырев.
Реально-виртуальные образовательные технологии
Гибридный формат обучения становится все популярнее как у образовательных организаций, так и у самих учащихся. Проект "Реально-виртуальные образовательные технологии", которые предложили участники EduNet, позволяет совместить преимущества практического обучения с возможностями виртуального моделирования, а также преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и навыками, получаемыми в онлайн-обучении, и задачами технологического развития, в том числе в рамках НТИ.
Новизной решения являются компьютерное моделирование реальных процессов, существенное ускорение практического обучения сложным инженерным и управленческим навыкам и погружения в предметную область современных задач, которые смогут быть внедрены в школы и вузы, говорится в описании проекта.
Авторы идеи предлагают готовый технологический пакет – заменитель "решений, основанных на полном компьютерном моделировании реальных процессов", который отличается относительно небольшой стоимостью за счет использования реальных инженерных устройств. Это делает решения доступными для школ и вузов.
Как выглядит технологический пакет?
Основная задача любого решения, предлагаемого в рамках технологического пакета, – это формирование целостного представления о предметной области и практическое знакомство с актуальными задачами.
Сюда входят:
– введение в онтологию и технологическую культуру отрасли;
– формирование у участников способности самостоятельно ориентироваться и решать задачи в рамках передовых технологических подходов, принятых в отрасли;
– целостное представление о входящих в отрасль отраслях знаний, математических методах, цифровых технологиях, понимание взаимосвязи этих знаний и инструментов и способность собирать с их помощью постановку и решение задач;
– содержательный цифровой след и индивидуальные траектории, основанные на различных ролях в команде.
В качестве примера можно привести образовательную лабораторию беспроводных технологий связи для освоения предметной области "Технологии беспроводной связи и интернета вещей". Она была апробирована в рамках студенческого трека Олимпиады НТИ. Это относительно простой проект, в нем решаются в основном задачи знакомства с отраслью, формирования базовой культуры мышления и навыков решения актуальных задач.