Москва, 30 октября. Федеральный институт развития образования (ФИРО) РАНХиГС подготовил методические рекомендации по вопросам интенсификации образовательного процесса и организации эффективного планирования в среднем профобразовании (СПО).
Рекомендации составлены в рамках реализации проекта "Разработка моделей интенсификации освоения образовательных программ в условиях актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования", который по заказу Минпросвещения России ФИРО РАНХиГС реализует уже в течение двух лет.
Ранее результаты работы над проектом обсудили на Всероссийской конференции по эффективному планированию и интенсификации освоения образовательных программ среднего профессионального образования (СПО)*. Быстрое развитие цифровых технологий, их влияние на экономику и общество обостряет проблему нехватки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Для конкурентоспособности важна качественная подготовка по конкретным профессиям и специальностям, в основе которой широкий спектр квалификаций и гибкие модульные программы образовательных учреждений. Поэтому необходима интенсификация образовательного процесса в среднем профессиональном образовании.
Модернизационные процессы в системе СПО требуют грамотных управленческих и методических решений, а проект нацелен на обеспечение таких решений. Рекомендации станут основой нормативно-методического сопровождения интенсификации образовательного процесса и эффективное планирование в СПО. Они адресованы органам исполнительной власти в сфере образования субъектов Российской Федерации, образовательным организациям, реализующим программы СПО, а также федеральным учебно-методическим объединениям.
"Инфографические материалы помогут внедрению методических рекомендаций и результатов проекта в целом в деятельность образовательных организаций, реализующих программы СПО, и ФУМО СПО. Это визуализация основных результатов проекта", - уточнили в ФИРО РАНХиГС
Рекомендации прошли профессионально-общественное обсуждение и одобрены Минпросвещения России. Директор департамента среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин назвал содержание образования приоритетом министерства. Многое зависит от модели образовательной программы, и важно иметь возможность использования инструментов ускоренного обучения, индивидуальных учебных планов. И.о. директора ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов подчеркнул роль Федеральных учебно-методических объединений среднего профессионального образования (ФУМО СПО), образовательных организаций, реализующих программы СПО, ставших участниками двухгодичного проекта. Разработка и внедрение гибких адаптивных образовательных программ – одно из магистральных направлений развития современной системы СПО в России, и для этого необходима методическая мобильность на местах в образовательных организациях, уточнил директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов.
Понятие эффективного учебного плана не закреплено нормативно (вошло в практику СПО в последние несколько лет) и подразумевает выбор форм, методов, технологий в зависимости от конкретных задач обучения с целью интенсификации образовательного процесса по программам СПО.
* Полное название - Всероссийская конференция по вопросам интенсификации освоения образовательных программ и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы СПО (среднего профессионального образования).