28 февраля 2022, 13:35
Новости регионов

Найдены генетические различия между подвидами опасной сусличьей блохи

Вид Citellophilus tesqourum является одним из самых высокоактивных переносчиков чумы

ТАСС, 28 февраля. Коллектив исследователей из Калининграда, Иркутска, Новосибирска и Санкт-Петербурга изучили генетические признаки блохи паразита сусликов - Citellophilus tesqourum. Этот вид, описанный еще в конце 19 века, известен как один из самых высокоактивных переносчиков чумы на обширной территории от Северного Кавказа до Забайкалья и Монголии.

За Уралом на территории России встречаются два подвида сусличьей блохи - Citellophilus tesquorum altaicus (Алтай, Саяны, Тува) и Citellophilus tesquorum sungaris (Прибайкалье, Забайкалье, Якутия).

Профессор, заведующий Лабораторией паразитологии Зоологического института РАН (Санкт-Петербург) Сергей Медведев сообщил: "Около 30 лет назад в экспериментах было установлено, что при скрещивании этих двух подвидов у гибридов наблюдается резкий рост эффективности по передаче чумы лабораторным животным. Классические научные методы для определения подвида этого паразита не всегда работают надежно. Мы решили найти новые молекулярно-генетические признаки опасных переносчиков чумы по митохондриальному гену и ядерному гену".

Научный сотрудник Центра геномных исследований БФУ им. И. Канта, заведующий Лаборатории молекулярной генетики насекомых Института цитологии и генетики СО РАН (Новосибирск) Юрий Илинский поделился: "Мы провели молекулярно-генетический анализ выборок популяций блох, биоинформатический анализ, изучили открытые базы данных, реконструировали эволюционные взаимосвязи между видами. В результате мы описали генетические признаки, которые позволят определять молекулярными методами подвиды-виды без необходимости изучения морфологических признаков. Нам также удалось выяснить, что два этих подвида довольно давно не скрещиваются в природе. Это называется "репродуктивная изоляция".

"Выявленные закономерности также доказывают необходимость провести более интенсивное обследование и противоэпидемические мероприятия на территориях, где наблюдается смыкание ареалов (Котловина Больших Озер Монголии) основных переносчиков чумы и возможно образование гибридов между ними. Это важно для усиления контроля за природными очагами чумы и снижения рисков возникновения возможных эпидемиологических катастроф", - добавил главный научный сотрудник зоолого-паразитологического отдела Иркутского научно-исследовательского противочумного института Роспотребнадзора Дмитрий Вержуцкий.

Результаты научного исследования опубликованы в авторитетном научном журнале Insects. На статьей работали исследователи Балтийского федерального университета, Института цитологии и генетики СО РАН, Иркутский противочумный институт, Зоологический институт РАН.

Исследование выполнено в рамках выигранного Зоологическим институтом РАН гранта РФФИ.