ТАСС, 30 декабря. Исследовательская группа Института развития профессионального образования проанализировала более 240 тыс. анкет школьников и студентов СПО, родителей и работодателей в 43 регионах России, чтобы определить как потребности рынка труда, так и интересы самих обучающихся.
По мнению руководителя Института развития профессионального образования Наталии Золотаревой, сфера креативных индустрий - наиболее обновляемый и динамично развивающийся сегмент СПО, по которому можно оценивать мобильность и эффективность всей образовательной системы.
В ходе исследования были выделены шесть направлений профессиональной деятельности, внутри которых выделены наиболее востребованные специальности. Так, по мнению экспертов рынка, среди профессий, связанных с цифровизацией, пользуются спросом специалисты в области нейросетей, машинного обучения, искусственного интеллекта, больших данных. В сфере дизайна и анимации востребованы графические дизайнеры, CG дизайнеры, моушн-дизайнеры, дизайнеры интерьеров, 2D- и 3D-аниматоры, концепт-художники. В сфере современных медиа и производства контента требуются копирайтеры, контент менеджеры, сценаристы, видеомонтажеры, специалисты по социальным сетям, дизайнеры и таргетологи. В сфере искусства наиболее востребованы рынком специалисты, связанные с миром музыки - композитор, аранжировщик, оркестровщик, гастрольный менеджер, помощник режиссера. Завершают список профессии в прикладных креативных индустриях - гримеры, постижёры, закройщики, швеи, конструкторы-технологи кожи и обуви, парикмахеры- стилисты.
Факторы, влияющие на выбор будущей профессии
По мнению респондентов – школьников и студентов колледжей, наименьшее влияние на выбор будущей профессии оказывает их окружение – друзья, педагоги и наставники. Тогда как первостепенное значение при выборе профессии имеют достижения и успехи во внешкольной работе и хобби (55,8% школьников, 52,1% студентов 1 курса). На втором месте – задатки и возможность самореализации. На третьем месте – востребованность на рынке и реальные перспективы трудоустройства, причем по этому показателю лидируют студенты (42,7% студенты 1 курса и 39,7% студенты выпускного курса), проявляя прагматичную позицию.
Самый большой разрыв между студентами и школьниками наблюдается в ожиданиях от влияния на профессию результатов учебы в школе и программ профориентации: для школьников и их родителей эта причина уверенно входит в четверку наиболее популярных ответов (23,9% и 24,1% соответственно), тогда как студенты почти в 2 раза реже выбирали этот вариант – он у них оказался на последнем месте.
Факторы, влияющие на выбор места обучения
По мнению школьников и их родителей, наибольшее влияние на выбор места обучения оказывает возможность трудоустройства в желаемую организацию (55,3% школьников и 56,2% родителей), репутация и популярность образовательной организации (40,7% и 43% соответственно), а также образовательная среда (32,5% и 32,6% соответственно).
Для студентов 1 курса при выборе места обучения большую роль играли советы друзей или родственников (39,7%), близость к дому (36%), а уже затем репутация и популярность образовательной организации (33,7%). Тогда как для студентов последнего курса ситуация немного меняется: близость к дому при возможности дальнейшего обучения становится первостепенным фактором (42%), опережает советы друзей или родственников (37,1%).
На основании результатов исследования разработаны рекомендации для включения в систему среднего профессионального образования востребованных работодателями и обучающимися образовательных программ, направленных на приобретение компетенций, навыков и квалификаций в сфере креативных индустрий.
Исследование проведено Институтом развития профессионального образования в ходе выполнения поручения Президента РФ, под руководством Минпросвещения России, совместно с Национальным открытым чемпионатом творческих компетенций "АртМастерс".