Число школьников в Краснодарском крае, куда переезжает много семей из российских регионов, достигло 650 тыс. человек и в ближайшие годы будет увеличиваться, что потребует создания новых учебных мест. Вместе с тем растет запрос на качественное обучение, и поэтому система образования в регионе постепенно меняется: учителя проходят переподготовку у специалистов центра для самых талантливых школьников страны "Сириус", растет число казачьих школ, вводятся новые предметы. Чтобы расширить возможности дополнительного образования, для подростков организуют краеведческие экспедиции, до конца года на Кубани откроют первый детский технопарк "Кванториум", начнет работу мультимедийный музей "Россия - моя история".
О том, как в регионе решают проблему с нехваткой школьных мест, что дадут детям обязательные уроки шахмат и самбо и как подросткам будут помогать в выборе профессий, в интервью ТАСС рассказала заместитель губернатора Анна Минькова.
— Анна Алексеевна, каковы особенности подготовки к новому учебному году? Появились ли новые направления работы? С чем связаны эти тенденции?
— Задача педагога – учить ребенка, задача власти – создать комфортные условия в образовательном учреждении, обеспечить ему безопасность. Именно по такому принципу и шла подготовка к новому учебному году. Из краевого бюджета на нее было выделено 1,5 млрд рублей.
Основной упор мы сделали на создание единого образовательного пространства для детей - чтобы ребята еще в школе могли определиться, кем хотят стать. Этой теме мы посвятили и ежегодный педагогический совет. Тема конференции, в которой приняла участие вся педагогическая общественность, так и звучала – "Шаг в будущее". Мы обсудили, кто влияет на выбор детей, в каком возрасте они самоопределяются, как им можно помочь в этом.
Ведь каждый из этапов обучения - от дошкольного до высшего – накладывает свой отпечаток. Конечно, свой шаг в будущее вместе с ребенком должна делать и вся система образования. И, прежде всего, следить за трендами в экономике, которые сегодня разворачивается в сторону рабочих специальностей.
Очень важно правильно оценивать детей. Давать им шанс быть востребованными, делать то, что они умеют. Просто отсиживаясь два года в старших классах, они рискуют, как в той известной сказке, остаться у разбитого корыта. Понять это должны и педагоги, и родители, когда перед ними будет стоять выбор – отправить ребенка с тройками в 10-й класс или дать ему возможность шагнуть в профессию.
Еще одно направление, которому сегодня уделяется повышенное внимание – допобразование, играющее важнейшую роль в самоопределении ребенка. Мы видим большой запрос детей на него. Также мы призываем предприятия, вузы принимать активное участие в образовательном процессе. Создавать совместно лаборатории творчества, профильные классы, как это работает сейчас в Москве, где дети еще в школе на реальном современном оборудовании, а не в теории учатся востребованным профессиям.
— Насколько выросло число школьников, в том числе первоклассников? За счет чего происходит рост? Каким образом решается вопрос в случае дефицита мест в школе? Например в Сочи родители жалуются, что в классах почти 50 детей, и интересуются - изменится ли ситуация в ближайшее время.
— В этом году первый звонок прозвенел для 650 тыс. школьников. В первый класс пошли 70 тыс. ребят. Мы наблюдаем ежегодный прирост в 20 тыс. детей, в том числе и за счет переезда семей из других регионов.
Вот почему строительство новых современных школ с учетом демографии и роста миграции – это один из главных вопросов социальной политики сегодня. В крупных городах, таких как Краснодар, Анапа, Сочи, Новороссийск, Армавир, проблема стоит наиболее остро. Это, в первую очередь, результат непродуманной градостроительной политики в предыдущие годы, когда без соцобъектов возводились целые микрорайоны. И нам еще минимум 10 лет наверстывать упущенное.
За последние три года в системе образования региона произошли серьезные изменения. Благодаря поддержке губернатора Вениамина Ивановича Кондратьева в крае началось масштабное школьное строительство. И мы наращиваем его. Если за два года, 2016 и 2017, было введено 11750 мест в школах, то только в этом году - 8520.
Сегодня суммарный объём финансирования программ, по которым мы ведём строительство и реконструкцию, – 5,7 млрд рублей. В этом году мы вводим в строй 10 новых школ, в том числе в Краснодаре на 1550 и 1000 мест, в Сочи, Туапсинском и Северском районах. Они открылись уже 1 сентября. А до конца года новые школы построят в Армавире, Новороссийске, Славянском районе и два начальных блока в Краснодаре.
— Вы говорили, что сейчас в школах активно внедряются уроки шахмат. Есть ли планы по развитию других новых дисциплин?
— Действительно, у нас в крае порядка 100 школ, где ребята занимаются шахматами. В идеале сделать такие уроки – во всех. И мы постепенно к этому идем. Ведь по статистике у детей, которые играют в шахматы, показатели успеваемости выше на 35–40%.
Еще одна дисциплина, которая вводится по инициативе губернатора уже с этого учебного года в качестве третьего урока физкультуры, – это самбо. Такие уроки появятся в более чем 140 школах края. А к 2021 году проектом должны быть охвачены все школы Кубани.
В этом году край направит более 20 млн рублей на реализацию программы. Из них около 18 млн пойдет на приобретение оборудования для спортивных залов и 2 млн рублей предусмотрено на повышение квалификации преподавателей. 155 учителей физкультуры с навыками борьбы должны пройти обучение на базе Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
— Какие планы по развитию системы казачьего образования? Сколько сейчас школ, будет ли увеличено их число? Как будет в ближайшие два года развиваться система дошкольного образования?
— Сегодня казачьи классы и группы открыты во всех школах края, министерство образования, науки и молодежной политики региона прорабатывает вопрос, чтобы в каждом муниципальном образовании в этом учебном году появилась школа со статусом "казачья", а их количество по краю увеличилось с 35 до 59.
Что касается дошкольного образования, мы понимаем, что чем многообразнее будет развивающая среда, тем успешнее будет дальнейшее обучение ребенка. Появляются новые технологии и методики в воспитании. Уже в детсаду малыши узнают о профессиях, примеряют на себя различные социальные роли.
За последние несколько лет в крае появилась широкая сеть новаторских дошкольных организаций. В них есть современное игровое и физкультурное оборудование, лего- и роботоцентры, исследовательские лаборатории, художественные мастерские, зоны для игры в шахматы и шашки.
Мы и дальше будем двигаться в этом направлении, развиваться, в том числе, благодаря государственно-частному партнерству.
— Какие меры безопасности предприняты перед началом года? Есть ли какие-либо нововведения? Насколько часто привлекают к охране школ казаков, как изменилось число таких школ за год?
— В конце прошлого года правительство России ужесточило требования к антитеррористической защищенности объектов образования. И я хочу отметить, что все муниципалитеты ответственно подошли к их выполнению.
Мы поэтапно переводим все учебные заведения под специализированную охрану. Сегодня таких уже более 72 процентов, это на 11 % выше, чем за аналогичный период прошлого года. По поручению губернатора, в основном, школы охраняют казачьи организации – 92%.
Практически все средние учебные заведения имеют ограждения по всему периметру и камеры видеонаблюдения, освещаются в темное время суток. На эти цели в текущем году 12 муниципалитетов получили 25 млн рублей из краевого бюджета.
Также все школы обеспечены системами автоматической пожарной сигнализации и оборудованием, дублирующим сигнал на пульт подразделений пожарной охраны.
Мы используем и современные формы для обеспечения антитеррористической безопасности. В том числе, уже 236 учебных заведений оснастили рамками металлодетекторов.
— В ноябре планируют открыть первый "Кванториум". Сколько детей он сможет принять? Понятно ли, какие проекты первыми будут предложены детям? В каком здании он разместится, во сколько обошлось его создание?
— "Кванториум", который, действительно, открывается этой осенью в Краснодаре, на базе "Центра детского и юношеского технического творчества", - это уникальный проект. На современном оборудовании школьники смогут заниматься проектами по одному из выбранных направлений, реализовывать свои идеи и технологические разработки.
Для них будет работать шесть кружков-квантумов. Это "IT-квантум", "Аэроквантум", "Энерджиквантум", "Робоквантум", "Hi-Tech" и "Биоквантум". Для занятий уже закуплены конструкторы для роботехники, лазерные резчики, ЧПУ-станки и 3D-принтеры.
Всего за первый учебный год планируется охватить порядка 800 ребят в возрасте до 17 лет. Наставники и педагоги прошли обучение в "Сколково".
Хочу добавить, что такие площадки являются важным элементом дополнительного образования школьников. И об этом мы тоже много говорили на краевом педсовете. Детские технопарки помогают выявить одаренных в инженерных науках детей, дают им возможность реализовать свой талант, а кому-то, возможно, сделать первый шаг в профессиональную жизнь.
Кстати, кроме технического творчества у ребят здесь будет возможность заниматься и английским языком. Ведь в будущем им предстоит защищать свои проекты на международных соревнованиях и конкурсах.
В создание первого "Кванториума" 63 млн рублей выделено из федерального бюджета и еще 20 миллионов – из краевого.
— До начала осени планировалось реализовать еще один проект "Россия – моя история". На какой стадии создание парка? Какие будут первые экспозиции, есть ли что-то особенное в кубанской площадке?
— Это интересный проект, который должен стать мощной частью образовательного кластера. Мультимедийные парки создаются во многих регионах и предлагают интерактивное путешествие по истории страны с древних времен до сегодняшних дней.
В парке, который открывается в Краснодаре, подобран региональный контент, представляющий традиции, историю и культуру Кубани и Адыгеи. Парк будет оснащен всеми видами информационных технологий – видеостенами, панорамными кинотеатрами, 3D-реконструкциями городов и сражений, голографическими инсталляциями. Площадь экспозиции составит 7,5 тыс. квадратных метров.
Уже подобран штат общей численностью 65 человек, включая основной и вспомогательный персонал, началось обучение экскурсоводов. Открытие планируется в октябре.
— В каких направлениях планируется сотрудничество с "Сириусом"? Что это даст региону?
— Как я уже говорила, особое внимание сегодня уделяется поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи. Для этого мы используем все возможности, в том числе и уникальную площадку федерального образовательного центра "Сириус". Край тесно сотрудничает с ним уже более трех лет. За это время больше 500 кубанских школьников вошли в федеральную базу одаренных детей.
Ежегодно победители и призеры олимпиад, соревнований разных уровней обучаются в "Сириусе" по разным направлениям - наука, спорт, искусство. В этом году уже 40 школьников приняли участие в образовательных сменах центра. Кроме того 14 наших ребят – победителей и призеров научных и творческих олимпиад и соревнований – приняли участие в летней каникулярной программе "Школа науки и творчества "Сириус".
А с 1 сентября здесь начинают работу классы инженерно-математического профиля двух сочинских школ - гимназии № 8 и лицея № 59. У сочинских школьников появится возможность углубленного изучения профильных предметов в современных лабораториях, их ждут лекции, мастер-классы и консультации ведущих ученых.
Также на базе "Сириуса" проходят обучение педагоги края. С 2015 года свою квалификацию повысили 500 человек.
— На днях появилась информация о том, что правительство РФ выделило 74,1 млн рублей на разработку ПСД на строительство образовательного комплекса в Сочи. О каком комплексе идет речь? Когда планируется его построить, сколько средств и из каких источников будет выделено на строительство?
— Речь идет о строительстве в Сочи новой школы на 1100 учеников, детского сада на 360 мест и плавательного бассейна. Образовательный комплекс разместится в Имеретинской низменности, ближе к селу Веселое.
Этот район стал особенно активно развиваться после Олимпиады, сейчас здесь работают две школы – на 400 и 1400 мест, но они переполнены, в них уже обучаются 1000 и 2000 учеников. Новый комплекс – это не просто комфортное и качественное обучение для детей, это еще и рабочие места, и площадка для "Сириуса". Сейчас идет разработка проектно-строительной документации. Начать строительство планируем в 2019 году. По плану в 2021-м школа примет учеников.
— Лето подошло к концу и уже можно подвести его итоги в контексте детского отдыха. Какие проекты были наиболее успешны и наиболее интересны?
— В общей сложности в период каникул мы приняли больше 600 тыс. ребят, причем 200 тыс. – из других регионов и стран. Но это не финальные цифры, оздоровительная кампания в крае круглогодичная, здравницы будут принимать детей и осенью, и зимой. Это колоссальная работа: по обеспечению транспортной логистики, безопасности на всех уровнях, качественного медицинского обслуживания, организации вкусного и полезного питания, по разработке досуговых программ. Нам недостаточно просто быть лучше других, мы хотим быть лучше, чем вчера. Поэтому в этом году мы ввели мониторинг качества услуг по детскому отдыху совместно с Общественной палатой края и региональным отделением ОНФ, запустили специальную "горячую линию" Общественной палаты. Все сообщения протоколировались, если были недостатки, их устраняли незамедлительно.
По результатам детского лета можно говорить, что задача, которую ставит перед нами губернатор – чтобы отдых был безопасный, качественный и интересный – выполнена. Перед родителями встает единственный вопрос – какой лагерь или санаторий выбрать для своего ребенка, ведь предложений масса на любой вкус. У нас есть профильные музыкальные, спортивные, театральные, танцевальные, научные лагеря, есть масса тематических смен.
Большой популярностью уже который год пользуется лагерь "Регион 93" – это хорошая площадка для грамотной, целеустремленной, амбициозной молодежи.
Развиваются краеведческие проекты: уже четвертый раз мы проводим экспедицию "Кубанская кругосветка". Это единственная в России туристическая программа для детей протяжённостью 55 дней: дети сплавляются по рекам, идут пешком, едут на велосипедах. Испытывают себя на прочность, приобретают важные навыки, заводят друзей, и что важно – изучают географию и историю родного края. Причем все экспедиции и походы проходят под руководством опытных гидов и альпинистов с многолетним стажем. Популярность детского туризма растет, и это очень хорошая тенденция.