21 апреля 2014, 15:19,
обновлено 21 апреля 2014, 08:19

Где нашему школьнику лучше – в России или за рубежом

Lancing College, Лэнсинг, Великобритания. Lancing College / Альбион
Lancing College, Лэнсинг, Великобритания

Директоры российской и британской школ, ученики, их родители и эксперты пытаются разобраться, где и чему лучше учиться

Страница 1

Чтобы точно ответить на вопрос, где ребенку лучше учиться, стоит понять, что хорошего для детей разного возраста может предложить российское образование, а также чем от него отличается образование зарубежное. В этом пытались разобраться директора российских и британских школ, сами ученики и их родители, а также эксперты компании "Альбион", одного из ведущих операторов рынка зарубежного образования для россиян.

Лет двадцать назад, когда россияне начали отправлять детей на обучение за пределы России, они руководствовались простой мыслью, что в зарубежной школе в любом случае будет лучше, чем в российской. Подобные решения  зачастую были вызваны соображениями безопасности. "Сегодня, когда отсутствует необходимость срочного изъятия детей из криминального общества, стремление во что бы то ни стало учить детей за границей без взвешенного выбора вариантов и должной подготовки школьника или студента – явный атавизм", – уверен Валентин Щукин,  генеральный директор компании "Альбион".

Конечно, несмотря на то что система образования в России серьезно больна, у нас все еще остаются школы с крепкими традициями, которые сохраняют свой высокий уровень преподавания и весьма конкурентоспособны на мировом уровне. Смешно, что мы копируем системы обучения, от которых зарубежные страны уже отказались или отказываются, а за рубежом внедряют нашу систему работы с одаренными школьниками, которую у нас удушают. Так, американцы перестали создавать огромные школы и разукрупняют их обратно, а в Англии, например, внедряют наши принципы организации физико-математических школ.
Александр Ковальджи
Заместитель директора по науке лицея «Вторая школа», директор ВМШ
Конец учебного года

Действительно, начав сравнивать возможности российских и зарубежных школьных программ, можно сразу обнаружить, что учебная программа начальных классов в большинстве российских школ, особенно столичных, не менее объемна и качественна по сравнению с тем, что могут предложить зарубежные школы. Так, педагоги частных британских начальных школ, занимающиеся с детьми из разных стран, отмечают, что россияне-младшеклассники традиционно лучше, чем их сверстники из многих  государств, подготовлены по математике. Какое-то время назад к минусам российской начальной школы можно было отнести меньший акцент на преподавании иностранных языков, однако в последние годы ситуация изменилась к лучшему. Да и эксперты в принципе не советуют отправлять ребенка младше 10-11 лет на обучение за границу: младшеклассники, с одной стороны, еще не имеют языковой подготовки, достаточной для полноценного обучения (велик риск зарубежного "второгодничества"), с другой – рискуют уже никогда на получить навыки грамотной письменной русской речи, упустить значительный пласт национальной литературы и культуры. Уже не говоря о психологической неготовности большинства младшеклассников разлучаться надолго с родителями.

Пять лет назад мы отправили дочь в известную школу-пансион на севере Шотландии. Ей было тогда семь лет. Наняли опекуна, думали, что все будет хорошо. Однако это оказался худший год в нашей жизни. Ребенок совершенно не смог адаптироваться. Я переехала в Шотландию, чтобы проводить вместе с дочерью выходные, но даже это не спасло положения. Мы вернулись через полгода и еще долго отхаживали ребенка после стресса. Сейчас ей 13, и ни о каком обучении за рубежом она и думать не хочет
Елена Токарева
москвичка

Страница 2

Наша математика сильнее?

В средней и старшей школе ответ на вопрос "ехать или не ехать", в том числе зависит от выбранной специализации. Если школьник делает выбор в пользу физико-математического направления и имеет соответствующие способности, вполне реально подобрать для него сильную российскую школу, которая будет как минимум не уступать большей части хороших зарубежных. 

А возможно, и превосходить. В нашем лицее, например, известны лишь два случая, когда состоятельные родители отправляли детей после 9-го класса в лондонскую школу ради дальнейшей карьеры. Но дети были этому не рады, писали письма, как им там скучно, что они знаю математику лучше всех. Но что касается высшей школы, то стоит признать - случаев поступления в зарубежные вузы становится больше. Думаю, это связано с ухудшением положения науки в нашей стране, с унижением РАН, у которой отняли самостоятельность.
Александр Ковальджи.
Заместитель директора по науке лицея «Вторая школа», директор ВМШ

В появившемся в прошлом году рейтинге 500 лучших российских школ первые строки действительно занимают именно столичные школы с углубленным изучением физики и математики -- такие, как Лицей № 1535, школа-интернат Колмогорова при МГУ, школа №57. Их выпускники без труда поступают в лучшие вузы, причем как российские, так и зарубежные. "После 57-й школы я поступил в МФТИ, и к моменту получения степени бакалавра получил приглашения бесплатно отучиться в магистратуре лучших европейских вузов, - рассказывает 25-летний Константин Бушуев, живущий в Германии. – Выбрал Технологический Институт Карлсруэ, стал магистром, сейчас с удовольствием работаю научным сотрудником и пишу докторскую".

В английских школах рано, с 10 лет, начинается изучение теории вероятности, а 14-16-летние в рамках курса GCSE данную тему изучают уже очень глубоко, на примере сложных задач. Также более чем серьезно в школьной программе GCSE представлена математическая статистика и работа с данными. А вот тригонометрия в российской школе начинается в том же возрасте, что и в Великобритании, но в итоге изучается глубже. Свойства тригонометрических функций, уравнения с тригонометрическими функциями в российской школьной программе сложнее. Логарифмы и интегралы у нас изучаются в выпускных классах средней школы, в Великобритании – с 16 лет в рамках программы A-level.
Сергей Рахманов
Кандидат наук, готовящий российских школьников к обучению за рубежом

Тем не менее, отмечают консультанты "Альбиона", случаи, когда российские школьники без труда сдают математику при поступлении в школу за рубежом, редки. "Многие спотыкаются на заданиях по теории вероятностей и математической статистике, на сложных задачах по планиметрии и стереометрии, - рассказывают в "Альбионе". – Так что в нынешней российской школьной программе по математике есть серьезные пробелы".

Страница 3

Больше практики за рубежом

Вместе с тем, естественнонаучные дисциплины (физика, химия, биология) британские школьники начинают изучать очень рано, и, в отличие от наших школьников, не только уделяют этим предметам больше времени, но и получают знания "из практики", в процессе многочисленных опытов, как удачных, так и не очень. 

Хорошие частные английские школы добиваются глубокого усвоения программы блока естественнонаучных дисциплин (science), хотя сама программа, скорее, содержит более узкий набор тем, но имеющих применение в практической деятельности. Например, по биологии подробно изучается состав здоровой диеты, основные распространенные заболевания человека и приводящие к их возникновению факторы, ну и так далее.
Сергей Рахманов
Кандидат наук, готовящий российских школьников к обучению за рубежом

Валентин Щукин, руководитель "Альбиона", отмечает, что химия и биология изучаются в британских школах с опережением на год-полтора, что создает для наших школьников большие сложности как на этапе подготовки к вступительным экзаменам в британские школы, так и в первые месяцы изучения этих дисциплин в Великобритании.

Мне было тяжело с химией. В наших школах она по-другому преподается, мне пришлось наверстывать и привыкать, все свои первые британские каникулы я посвятил занятиям химией. В целом же перейти с российской на английскую программу, мне кажется, не слишком сложно. Но зато уже в последних двух классах A-level предметы преподаются на уровне наших вузов, готовя школьника к будущей учебе в университете, у нас этого нет.
Олег Фальков
17-летний ученик Royal Russel School

Сергей Рахманов рассказывает, что британские частные школы в целом добиваются более успешного усвоения учебной программы – "по сравнению с "обычными" школами". В первую очередь, на его взгляд, за счет создания среды, в которой учеба стоит на первом месте. Основополагающими здесь являются дисциплина, строгий распорядок дня, а оценка выставляется суммарная, зависящая от каждой выполненной  домашней работы и от каждой промежуточной контрольной. Свои плоды приносит и разбиение учеников на группы по успеваемости, в результате чего каждый ученик занимается на своем уровне: "продвинутые" – сложными темами, отстающие – более простыми: тем самым ни те, ни другие не тратят попусту время. 

Меня удивило распределение учеников по уровням знаний, я к этому не был готов. Нам сказали, что по результатам первых контрольных работ нас могут перевести в другие группы. То есть у вас нет одного определенного класса, в котором вы учитесь с момента поступления до окончания школы, как у нас. Вы перемещаетесь из группы в группу в зависимости от степени освоения предмета. Чем выше уровень знаний, тем более продвинутый класс. Мне это очень понравилось, действительно помогает успешно учиться.
Глеб Яшков
Студент программы A-level в Ashford School

Конечно, помогает учиться в частной британской школе не только это, но еще и высококвалифицированный преподавательский состав.

 

Страница 4

Все дело в учителе

Мы отбираем самых лучших и квалифицированных учителей. Успех школы и ее учеников обеспечивается именно ими. Каждый предмет у нас преподается профессионалом, например, музыка – профессиональным музыкантом, химия – ученым-химиком, мы берем не педагогов по специальности, а специалистов, которые способны стать педагогами и которые готовы развиваться сами.
Патрисия Вудхауз
Директор частной школы для девочек Malvern St. James

Полный текст интервью.

Стоит отметить, что действительно, в десятках топовых британских школ от 10 до почти 40 процентов преподавателей – профильные специалисты, выпускники Оксфорда и Кембриджа.

Об огромной роли учителей в образовательном процессе говорят и в российских школах. "Хорошие учителя оценивают ученика не абсолютно, а в сравнении с самим собой, – растет ли он, работает ли в полную силу, – говорит Александр Ковальджи. – Принципиально важно, чтобы дети учились не для отметок и не для родителей, а для себя, а тогда меняется их точка зрения, – они пытаются понять чему и зачем их учат, откуда эти знания появились, где и как они применяется". Вот только, по словам Ковальджи, таких преподавателей сейчас в России становится все меньше. 

Талантливая молодежь в учителя не идет, поскольку профессия не престижна, карьерный рост невелик, нагрузка большая, свободы мало. А без этого что, даже самая лучшая школьная программа не будет реализована. Критерии оценки деятельности нашего учителя нацелены на создание только видимого благополучия, и электронный дневник играет отрицательную роль, поскольку выпячиваются текущие отметки, и они считаются показателем качества обучения.
Александр Ковальджи
Заместитель директора по науке лицея «Вторая школа», директор ВМШ

В противовес этому директор британской школы говорит, что "главный плюс британского частного образования – всестороннее развитие ребенка, в том числе благодаря многочисленным послеурочным занятиям – клубам, спортивным секциям, творческим лабораториям, – перечисляет Вудхауз. – Мы учим детей критически оценивать каждое событие, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения, искать выход из любой ситуации, и это, на мой взгляд, даже более важно, чем приобретение знаний". "Так и есть, – подтверждает Глеб Яшков. – Нет зубрежки, нет натаскивания, урок проходит в диалоге с учителем, и это помогает гораздо лучше понять материал".

Один из сложнейших предметов в британских школах, что очень странно для нас, – история. Как отмечает директор Malvern St James, "оценки по истории очень много значат для поступления в Оксфорд и Кембридж". Причина проста: в Британии эту дисциплину уже в школах стремятся изучать как науку, а не просто набор дат и фактов, и с помощью анализа факторов, определивших ход событий в прошлом, стараться научиться прогнозировать ход событий в будущем. По понятным причинам, такой анализ, а тем более аргументированный прогноз исторических событий, требует великолепных аналитических способностей.

В программе британской школы для меня самым сложным было изучение истории, точнее необходимость писать длинные эссе по каждой изученной теме. Вам дают факты, а вы анализируете и строите теорию. Вам не навязывают свои взгляды, у вас развивают способность мыслить и выражать свою точку зрения, то, что называется у них “критическое мышление”, - рассказывает Алия Айнетдинова, студент Bromsgrove School. - Если вы смогли аргументировать свое мнение, даже если оно не совпадает с общепринятым, вам засчитывают работу. Это мне очень понравилось. Знания приобретаются в процессе обсуждения и анализа.

Впрочем, предупреждают эксперты, британская учебная программа, с ее ранней (с 16-17 лет) узкой специализацией, предполагающей в большинстве случаев изучение всего четырех предметов, несет в себе риск «недообразованности", особенно если это минимальное количество предметов будет преподаваться не выпускниками Оксфорда, Кембриджа и других именитых университетов, как в лучших частных школах Англии. Сейчас этому риску могут быть подвержены и российские школы, которые, согласившись на раннюю узкую специализацию, могут получить в итоге малограмотных выпускников – особенно, если речь идет о сельской школе. "Выбор нескольких предметов будущей специализации, которые изучаются в течение двух лет программы A-level, обусловлен дальнейшей учебой в университете, – оправдывает раннюю специализацию Вудхауз. – Если вы планируете там учиться, то такой выбор кажется логичным и разумным, и никак не может считаться недостатком. Другое дело, как и кем эти предметы преподаются и чем они дополняются после уроков".

Анна Смирнова, Елена Коптелова