21 апреля 2014, 14:06,
обновлено 21 апреля 2014, 11:30

Ошибки при выборе зарубежной школы

Школьный двор и здание школьной церкви, Clifton College, Бристоль, Великобритания. Clifton College / Альбион
Школьный двор и здание школьной церкви, Clifton College, Бристоль, Великобритания
Четыре самые распространенные ошибки родителей, решивших отправить своего ребенка на обучение за рубеж

Все больше родителей, сетуя на образование в России, отправляют детей на учебу в зарубежные школы. Однако, чтобы ребенок в итоге получил именно то, что вы ожидаете от зарубежного образования, нужно четко представлять, стоит ли вообще делать этот шаг и когда именно. Для этого стоит избегать самых распространенных ошибок родителей, решивших отправить своего ребенка на обучение за рубеж.

Ошибка первая: лучшие школы – самые дорогие

Стоимость обучения складывается из многих составляющих, в числе которых не только оплата звездного преподавательского состава, но и содержание всей инфраструктуры школьного городка. Высокая цена школы, как правило, говорит об относительно небольшом количестве учеников и (или) о богатой инфраструктуре, в том числе в виде дополнительных спортивных площадок, бассейнов, театра и многого другого. Если анализировать рейтинг британских частных школ, нетрудно заметить, что школа из первой десятки может стоить около 30 тыс. фунтов стерлингов в год для старшеклассника (примерно 1,8 млн руб.), а школа из третьей сотни более 35 тыс. фунтов (более 2,1 млн руб.).

Нужно учитывать и особенности стран. В Швейцарии частные школы-пансионы, будучи не национальными, а международными учебными заведениями, традиционно отстают по академическим результатам от лучших национальных (дневных) швейцарских или аналогичных национальных британских школ-пансионов, тем не менее, стоят значительно дороже.

Если ты останавливаешь свой выбор на школе в Швейцарии, будут постоянно возникать дополнительные расходы, не включенные в базовый счет. В итоге вместо заявленных $115 тыс. (4 млн руб.) за обучение старшеклассника выходят все $140 тыс. в год (более 5 млн руб.). Остается успокаивать себя, что ребенок не только имеет шанс поступить в Гарвард, но и живет в отдельной комнате, дышит горным воздухом и катается на лыжах.
Екатерина Сазонова
мама 15-летнего школьника швейцарского пансиона Le Rosey,

Ошибка вторая: выбор школы по совету знакомых

"Сарафанное радио" – не самый лучший источник для выбора зарубежной школы. Ведь оно не учитывает способности и предпочтения конкретного ребенка, его общеобразовательный уровень, запросы семьи и планы на будущее. Важные, но недостаточные критерии – громкое имя учебного заведения и его место в рейтинге. Для принимающих серьезное решение отправить ребенка на обучение за рубеж сегодня есть все возможности детально изучить и сравнить массу вариантов, не попадая в плен первой понравившейся презентации или полученной на выставке брошюры – прежде всего обращая внимание на состав школьных преподавателей (в серьезных частных школах от 10 до 35-40% преподавателей – выпускники Оксфорда и Кембриджа, не говоря о других университетах), долю хорошистов и отличников, а также процент поступления выпускников в интересующие вас в дальнейшем университеты по намеченной специальности.

В идеале необходимо найти всю доступную статистику, дополнив ее рекомендациями специалистов-консультантов в области зарубежного образования, ответами из переписки с представителями школы по всем интересующим вас вопросам, а также личным знакомством с образовательным процессом и инфраструктурой выбранных школ. 

 {article_opinion:2446:'Мы долго не могли выбрать из пяти предложенных сильных британских школ. Определились, только когда лично объехали их все. Когда мы приехали в Bromsgrove School, я сразу почувствовала, что это – моя школа. Директор с такой любовью обо всем рассказывал.'}

Ошибка третья: переоценивать способности и подготовку ребенка

Априори нельзя точно сказать, насколько российские оценки ребенка соответствуют требованиям вступительных экзаменов выбранных зарубежных школ. Полагаясь только на отличные отметки, выставляемые ребенку в российской школе, родители рискуют провалами вступительных экзаменов, если вовремя не проведут оценку знаний по шкале требований соответствующих школ и не потратят время на подготовку. При этом трезвая оценка уровня ученика позволила бы обратить внимание на отличные зарубежные школы с не столь высокими вступительными требованиями или пойти в сильную школу на класс младше.

Консультанты образовательной компании "Альбион" обращают внимание на то, что в общенациональных рейтингах школ Великобритании (включающих и частные школы-пансионы Англии, Шотландии и Уэльса) и в конце второй сотни есть много серьезных и академически сильных образовательных учреждений, которые никак нельзя отнести к категории "недостойных моего ребенка". В том числе – и по доле преподавателей, окончивших Кембридж или Оксфорд, и по доле учащихся, получающих высшие баллы на выпускных экзаменах (более 45%). Конечно, 45% высших отметок (A/A*) в таких школах меньше, чем 90% с лишним в школах первой пятерки, но все возможности для успешной подготовки школьника к поступлению в лучшие университеты в них точно есть.

В любом случае нужно быть готовым к разнице уровней подготовки в российских и зарубежных школах. Оконченный седьмой класс может приравниваться в сильных зарубежных школах к успешному окончанию шестого класса. Эксперты советуют не бояться потерять год в сильной школе, нежели выбрать более слабую школу, где ученику зачтут все семь классов образования.

Ошибка четвертая: оставлять мало времени на подготовку к поступлению

Оптимальным можно считать вариант, когда родители начинают предварительную подготовку к поступлению в зарубежные школы за полтора-два года. Конкурс на поступление в топовую британскую школу — до 15 человек на место, и шансы на победу у неподготовленного ребенка из России невелики: ему придется конкурировать с лучшими английскими и зарубежными школьниками. Причем не только в знании английского языка, но и математики, которая является обязательным экзаменом, естественных наук. А для 16-17-летних еще ведь есть тесты на проверку знаний по предметам выбранной специализации, которых зачастую вообще не существует в российской системе образования. 

Мне, например, при зачислении на программу A-level предстояло сдавать экзамены по предметам, которых или не было в моей российской школе (политика), или было недостаточно (экономика). Причем сложность здесь была не только в языке, но и в определенном формате проверки знаний. По этим необычным для нас предметам нужно было писать развернутое эссе, чему у нас в школах практически не учат.
Алия Айнетдинова
17-летняя учащаяся Bromsgrove School

Как отмечают консультанты образовательной компании "Альбион", вступительные требования зарубежных школ варьируются в очень широком диапазоне: от отсутствия каких-либо вступительных экзаменов (решение о зачислении принимается по итогам рассмотрения представленных документов) до сложнейших экзаменационных работ уровня национальных олимпиад.

Подробнее о том, когда и как готовиться к зарубежной школе, читайте в следующей статье спецпроекта "Образование в России и за рубежом".

Анна Смирнова, Елена Коптелова

 {article_slideshow:1135830:'Образование в России и за рубежом. История в фотографиях':'left':'100'}