20 мая 2014, 11:37,
обновлено 19 января 2014, 16:37

Британские школы-пансионы: от Августина до Кэмерона

Игровые поля Cheltenham college. Альбион
Игровые поля Cheltenham college
Обучение в частной школе-пансионе - важная составляющая знаменитого английского классического образования. Без нее трудно представить себе британскую историю, науку и культуру.

Страница 1

Секрет джентльмена

Частные школы-пансионы Великобритании, несомненно - феномен мировой культуры. Во многом парадоксальный: изолированность (зачастую - в сельской местности) сочетается с богатой инфраструктурой, жесткая дисциплина - с развитием творческого мышления, культ спорта - с любовью к искусству. В устройстве британских пансионов можно разглядеть и причины англомании, охватившей мир в конце XIX века, и основу характера джентльмена, образ которого близок мужчинам разных национальностей и вероисповеданий.

И систему школ-пансионов развивают во многих странах, но даже в Швейцарии, как отмечает образовательная компания "Альбион", она уступает сложившейся в Великобритании - если говорить о традиции обучать именно в таких школах сотни тысяч своих детей, о том, что в них должны преподавать многие тысячи выпускников Оксфорда, Кембриджа и других именитых университетов.

В России свои традиции школьного образования, во многом достойные: скажем, наши младшеклассники зачастую учатся считать раньше своих зарубежных сверстников и делают это лучше. Пансион многими россиянами воспринимается как экзотика, ассоциируясь скорее с кадетским корпусом, а то и с "благородными девицами" - не говоря уже о слове "интернат", имеющем явную негативную окраску. Тем любопытнее вспомнить образовательный эксперимент Никиты Хрущева: в 1956 году он распорядился создать по всей стране широкую сеть школ-интернатов, именно, как  подметили на Западе, с целью подготовки "советской аристократии"  по английскому образцу. Мало кто знает, что эти интернаты вопреки всем советским реалиям должны были быть платными. Затея с треском провалилась, оставив, впрочем, России несколько и сегодня успешно работающих школ-интернатов для особо одаренных детей. 

Страница 2

У истоков

Система школьного образования в Британии начала формироваться в конце VI века, когда здесь открылись первые монастырские школы. Их появление связывают с именем монаха-бенедиктинца Августина, в 597 году прибывшего из Рима на остров, чтобы обратить в христианство тамошнее языческое население. Застав потенциальную паству погрязшей в невежестве, Августин уже в 598 году основал при соборе Крайст-Черч в Кентербери школу для подготовки священников - King`s School; сегодня это старейшая школа Британии. С VII столетия подобные учебные заведения стали распространяться по всему острову.

Монастырские школы были бесплатными и предназначались в основном для бедных. Знать не спешила отдавать детей монахам: идеал рыцарского воспитания предполагал владение военным искусством, а не зубрежку латыни, чем в основном занимались в школах при монастырях. Хотя учебная программа школ включала классические тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Однако постепенно обучение приобретало более светский характер, поскольку обществу требовались не только клирики, которых выпускали из стен монастырских школ, но и врачи, ученые, правоведы, грамотные торговцы и государственные деятели. Тем не менее школы еще долго оставались под патронатом церкви: первая светская школа для мальчиков открылась только в 1394 году, причем к ее созданию приложил руку сам король Ричард II - издал соответствующий указ. Это был Винчестер (Winchester College), до сих пор остающийся одним из самых престижных британских учебных пансионов. Винчестер также стал первой в Британии школой с программой предуниверситетской подготовки: учеников прицельно готовили к поступлению в открытый незадолго до этого новый колледж Оксфорда - New College. В 1407 году открылась школа Освестри (Oswestry School),  а в 1440 году знаменитый Итон (Eton) - здесь готовили к поступлению в один из колледжей Кембриджа.

В Итоне училось 70 пансионеров, но школа была открыта и для приходящих, "дневных", учеников. Поначалу они  жили в городе и только питались вместе с пансионерами, позже для них начали строить общежития, называвшиеся тогда Dame`s Houses, потому что управляла ими непременно "дама" - как правило, родственница кого-либо из преподавателей.

По образцу Винчестера и Итона стали создаваться новые школы-пансионы, из которых в XVI веке образовалась уже целая элитарная группа: Сент-Полз-Скул (St. Pau`’s School, 1509), Шрусбери (Shrewsbury School, 1552), Рагби (Rugby School, 1567), Мерчант-Тейлорз (Merchant Taylor`s, 1561), Вестминстер (Westminster School, 1560), Харроу (Harrow, 1572). До сих пор они в числе лучших, самых элитарных частных школ Англии. Процесс появления школ был не быстрым: так, первое здание для Харроу строилось более 40 лет, а когда "долгострой" наконец завершился, за парту сел один-единственный ученик. А уже в начале XIX века среди учеников Харроу было четыре будущих премьер-министра.

Страница 3

"Особый характер"

Укладом жизни появившиеся светские школы-пансионы Англии мало чем отличались от "допотопных" монастырских школ: пансионеры спали в общих спальнях-дормиториях, порой по двое-трое в одной постели, вставали в пять утра, шли на молитву, затем на занятия, питание было скудным, а дисциплина в буквальном смысле палочной. Трехнедельные каникулы полагались два раза в год, а играми и спортом можно было заниматься только в праздники.

Но знатные и богатые английские семьи отдавали детей именно в такие школы: домашнее обучение не выдерживало с ними конкуренции. Тогда, вероятно, и зародилась традиция в лишениях и трудностях закрытых английских школ-пансионов выковывать характер истинного джентльмена и, как говорили в XIX веке, "несгибаемый хребет нации".

Хотя, возможно, условия в школах-пансионах Англии веками не менялись и из-за прирожденного консерватизма англичан, из-за пресловутой "любви к традициям". В континентальной Европе в XVI-XVII веках прошло множество реформ образования, в результате которых самым престижным стало обучение в открытых заведениях – на базе городских (дневных) школ – гимназиях в Германии и коллежах во Франции, а также в "дворцовых" школах-пансионах для детей высшего дворянства, где готовили государственную, военную и церковную элиту. В Англии тоже были городские и приходские школы; однако самые богатые и влиятельные люди королевства признавали исключительно свои закрытые школы-пансионы, где не только уклад, но и обучение долгое время отдавали средневековьем.

Но перемены настигли даже консервативную Англию. В начале XIX века английские школы, где львиная доля программы по-прежнему отдавалась классическим языкам, перестали поспевать за бурным развитием науки, техники и промышленности. Родители сетовали: ребенку, чтобы после школы поступить в университет, нужно было нанимать репетиторов по географии, математике, иностранным языкам. "Революция" началась в школе Рагби стараниями Томаса Арнольда, ее директора в 1828-1842 годах. Арнольд в обучении мальчиков сделал ставку на два аспекта: качественное образование и воспитание характера. Он ввел в программу историю, географию, математику и современные языки; физику, правда, оставил за бортом, так как, по его словам, 2этот предмет должен либо занимать большую часть школьной программы, либо не преподаваться вообще". Именно Арнольд выработал главный принцип воспитания джентльмена -  "христианство с мускулами". Мускулы, которые укреплялись в многочасовых занятиях спортом, требовались для утверждения христианских ценностей, защиты слабых, противостояния злу. Директор установил уклад, сочетавший свободу и дисциплину, причем так, чтобы свобода не превращалась во вседозволенность, а дисциплина в муштру. Он ввел элементы самоуправления, назначив старших учеников "старшинами" и обязав следить за порядком, сблизил учеников с учителями, поставив последних во главе общежитий вместо "дам"-хозяек. А его кабинет был всегда открыт для мальчиков, которым требовались совет или помощь.

Как и всякие новшества, реформы доктора Арнольда вначале были встречены насмешками и неприятием. Но вскоре Рагби стала образцом для всех британских школ-пансионов, включая "модный" Итон, ради соперничества с которым и были поначалу затеяны реформы. У одних получалось лучше, у других – хуже, но британская частная школа-пансион, какой сегодня представляет ее себе весь мир, - это детище Томаса Арнольда, равно как и воспитываемые в этих самых школах британские джентльмены (а теперь - и леди). Хотя еще в предвикторианскую эпоху англичанин в Европе числился отнюдь не джентльменом без страха и упрека, а неотесанным гулякой и выпивохой. Мало кто хотел быть на него похожим, зато со второй половины XIX века англомания и в Европе, и в России стала очень распространена.

Это время было "золотым веком" Британской империи, и в том числе британской образовательной системы. Спрос на дельную, квалифицированную элиту во всех областях рос, люди, способные грамотно, успешно управлять, торговать, учить, лечить, требовались уже не только на маленьких Британских островах, но и в неохватных колониях. Колониальные служащие также имели детей, которых нередко оставляли учиться в английских школах-пансионах либо отсылали учиться в Англию из далекой Индии или Кении. Потому что сами окончили Винчестер, Рагби или Далидж-колледж (Dulwich College). Школы, в свою очередь, расширяли образовательные программы, приглашая учителями выпускников Оксфорда и Кембриджа, неустанно развивая инфраструктуру школьных кампусов, воспитывая в мальчиках истинно британский дух.

В 1860-е годы появились и школы для девочек - не просто "пансионы благородных девиц", а современные учебные заведения, после которых можно было поступить в университет (уже в 1865 году женщинам это разрешалось).

В "Законе о публичных школах" 1864 года фигурировало девять элитарных частных школ-пансионов для мальчиков - Итон, Хэрроу, Освестри, Винчестер, Рагби, Шрусбери, Мерчантс-Тейлорз, Сент-Полз, Чартерхаус (Charterhouse) (хотя частных школ в Англии было гораздо больше). "Великая девятка" (за исключением Мерчантс-Тейлорз) так и остается в числе лидеров - гласных или негласных, невзирая ни на какие рейтинги. Туда и сегодня очень трудно поступить человеку «с улицы», особенно иностранцу. Впрочем, счет более новым школам-пансионам Англии, Шотландии, Уэльса идет на сотни, что делает образование в британских пансионах доступным многим – в том числе и гражданам других стран. 

Страница 4

Порядки

В британских частных школах-пансионах и по сей день действуют строгая дисциплина и порядок. Сохраняется школьная форма, непременный old school tie - галстук цветов школы, который выпускник носит порой всю жизнь и по которому узнает бывших своих однокашников. По-прежнему царит культ спорта - на улице в любую погоду, с голыми руками и коленками, никаких "освобождений от физкультуры". Быт пансионеров обустроен более чем скромно: младшеклассники размещаются в многоместных спальнях, старшеклассники – по двое-трое. Мебель только самая необходимая, удобств минимум, душ и туалет на этаже. Пища обильная, но простая – пресловутая английская кухня.

В школах действуют принципы и правила, которые россиянину иногда трудно понять и принять. Например, жалобы учителям, которые в Британии считаются нормой, а у нас ябедничеством. Или традиционный принцип права старшего: тот, кто учится классом выше, может попросить младшего об услуге. Или уважение традиций школы, соблюдение ее кодекса чести. Распорядок дня весьма строг, особенно для младших. Старшим постепенно дают почувствовать "вкус свободы", но  опаздывать, грубить, курить и тем более злоупотреблять алкогольными напитками запрещается. За нарушение могут наказать, а то и исключить - временно или даже навсегда.

Кому-то такие порядки в частных школах Британии кажутся чрезмерно жесткими, и не только привыкшим баловать детей россиянам, но и многим британцам, порой обвиняющим частные школы чуть ли не в тоталитаризме. Однако чаще можно услышать обвинения прямо противоположного толка - в "кастовости", недемократичности, дороговизне (обучение в частных школах могут себе позволить лишь около 7% британских семей), особенно любят об этом говорить (порой не стесняясь в выражениях) популистски настроенные политики. И не только говорить, но и действовать: так, реформы британского образования 60-х годов прошлого века практически везде отменили отборочный экзамен "11+", по результатам которого ребенка принимали или не принимали в школу, то есть "дискриминировали" по способностям. Или действия недавнего правительства лейбористов, чей лидер Тони Блэр, хотя и закончил престижный частный Fettes College, но в течение нескольких лет планомерно проводил политику уменьшения доли студентов из частных школ в британских университетах – в том числе за счет снижения уровня сложности выпускных экзаменов.

Тем не менее британские частные школы не сдают позиции лучших не только на родных островах, но и во всем мире, сохраняя на высоком уровне свои образовательные системы. Среди выпускников этих школ такие политики, как Пальмерстон, Черчилль (оба - Харроу), Гладстон (Итон), ученые Дарвин (Шрусбери) и Гексли (Итон), писатели Мильтон (Сент-Полз), Шелли (Харроу), Теккерей (Чартерхаус), Мэтью Арнольд и Льюис Кэрролл (оба - Рагби), Голсуорси (Харроу), Честертон (Сент-Полз), Олдос Хаксли (Итон)… В любой британской энциклопедии, от "Британики" до "Википедии", в статьях об известных людях среди прочего говорится, какую частную школу-пансион они окончили.

Воспроизводим ли феномен британских пансионов, например, в России? Учить детей вдали от семьи - не в наших традициях. Но, возможно, у Хрущева и получилось бы с системой интернатов, если бы в каждом из них к детям относились как к особо одаренным – в основной же массе заведений царили полуказарменные порядки, далекие от реалий  Итона и Харроу.

С 1990-х в России создаются школы-пансионы нового типа, стремящиеся быть похожими на лучшие частные школы Британии. Но их можно пересчитать по пальцам, и до британских образцов они пока не дотягивают. А потребность в них есть, учитывая рост занятости не только родителей, но и все большего числа бабушек и дедушек. В России сейчас активно первое в новейшей истории поколение родителей, готовых платить за образование детей: это предпосылка для создания финансовой основы таких школ, которая в прежние времена была недоступна.

В России также имеются свои традиции образования, далеко не худшие. Как отмечают в образовательной компании "Альбион", для подготовки наших учеников на уровне требований лучших зарубежных школ, и, в первую очередь - частных школ-пансионов в Великобритании, прежде всего нужны талантливые преподаватели - выпускники лучших вузов и университетов. Таких специалистов у нас немало среди сотрудников высшей школы, Академии наук, отраслевых институтов, театральных и художественных училищ, консерваторий.

Информационные технологии позволяют наполнить образовательное пространство онлайн-лекциями ведущих специалистов. А истинную элитарность способно обеспечить не что иное, как связь школ с ведущими вузами, желание молодых интеллектуалов и ведущих профессоров тратить время на подготовку школьников. 

Ольга Бараш