Зародившись в дворянских домах, институт репетиторства получил развитие в кадетских и пажеских корпусах дореволюционной России, однако потом был практически ликвидирован советской властью и системой образования. Тем не менее со второй половины ХХ века интерес к частным репетиторам стал возрождаться - по данным специалистов Высшей школы экономики, до массового введения ЕГЭ в России репетиторством на постоянной основе занимались 15,5% преподавателей вузов, 8,9% преподавателей техникумов и 21,7% учителей школ.
Внедрение ЕГЭ усилило рост спроса на репетиторские услуги; в репетиторы пошли и многие студенты. В прошлом году, по результатам различных исследований, рынок репетиторских услуг в России вырос примерно на 13% (сопоставимо с общемировыми оценками роста этого сегмента образовательных услуг, или 10% в год) и составил в денежном выражении более 30 млрд руб. Примечательно, что треть от этой суммы, по данным аналитиков, была потрачена на подготовку к ЕГЭ. И подавляющая часть репетиторов в России работает в тени. Впрочем, не только в России.
Тест с минусом
"Подготовка к различного рода тестам - основная причина роста репетиторских услуг", - считает директор Научно-исследовательского центра по сравнительному образованию (CERC) в университете Гонконга, автор исследования "Противостояние системе теневого образования: что власти должны делать с репетиторством", профессор Марк Брей. На его взгляд, натаскивание к экзамену - скорее минус института репетиторства во всех странах наряду с непрофессиональным, неэтичным поведением некоторых преподавателей, осознанно не дающих весь необходимый материал своим ученикам и студентам, вынуждая их к дальнейшему обучению уже на платных частных уроках.
"Тем не менее у репетиторства есть самый главный и очевидный плюс, - отмечает профессор Брей. - Это гораздо больший образовательный эффект от индивидуального подхода к ученику, возможность для обучающегося в новых, отличных от школьных, формах, идеях и словах получить более широкий пласт знаний по конкретному предмету". Плюс получить именно тот сегмент знаний, который требуется, - будь то заполнение пробелов в ранее пройденных темах или насущная необходимость изучения чего-то нового. Вот почему, подчеркивает профессор Брей, "репетиторство во всем мире не просто существует, оно развивается и использует разные каналы коммуникации, получая распространение и через интернет". Действительно, с развитием интернета начало развиваться онлайн-репетиторство, и сегодня количество учащихся различных электронных курсов насчитывает примерно 100 млн человек. Причем этот сегмент частных образовательных услуг растет в десятки раз быстрее, чем традиционный - рост доходит до 800% в год. "Государство не может игнорировать институт репетиторства, - уверен Брей. - При правильном подходе это может стать инструментом улучшения общей системы образования, а также легального повышения занятости и доходов среди учителей и преподавателей".
"В современной России достаточно будет вспомнить и модернизировать советский опыт своеобразного "государственного репетиторства" 70-80-х годов (заочные физико-математические школы, журналы "Квант", "Химия и жизнь", курировавшиеся Академией наук на самом высоком уровне), - замечает Валентин Щукин, генеральный директор образовательной компании "Альбион", одного из ведущих операторов рынка зарубежного обучения для россиян. - Поскольку интернет усилиями государства проведен в каждую сельскую школу, именно для Академии наук в первую очередь должно стать делом чести возрождение на современном уровне дополнительной (в том числе on-line) подготовки школьников и студентов по различным предметам силами лучших специалистов. В такой работе хорошие результаты может дать и вариант государственно-частного партнерства".
Учеба в тени
На деле же тысячи школьных учителей и вузовских преподавателей по всему миру не заинтересованы в контроле со стороны государства. Они занимаются репетиторством без оформления своей деятельности, не платя налоги и формируя свой сектор теневой экономики.
"Теневое" образование - привычное явление в том числе для многих европейских стран. Например, объем "теневого" рынка образования Германии, или, скажем, Франции оценивается более чем в 2 млрд евро в год. Отсутствие контроля за репетиторством приводит к тому, что этой деятельностью может заняться каждый - и не факт, что на должном уровне.
При этом есть страны, где "теневое" образование удалось если не ликвидировать, то сократить его объем до минимума. В этих странах профессиональные репетиторы с подтвержденным опытом централизованно работают через специально созданные для этого образовательные учреждения. В США существует официальная программа частного репетиторства, разрабатываемая властями, а в Великобритании подавляющее большинство репетиторов предоставляют услуги через разнообразные tutorial колледжи и учебные центры. В прошлом году здесь даже появилась Национальная ассоциации репетиторов, членство в которой является подтверждением высоких знаний частных преподавателей. Ее создание сопровождалось многочисленными спорами: многие преподаватели изначально воспринимали организацию как регулирующий орган, по сути, выдающий разрешения на репетиторство. Тем не менее сейчас в Ассоциации уже сотни участников.
Британский опыт
"Репетиторство в Великобритании - действительно развитый и централизованный институт в системе общего образования, однако популярность его куда меньше, чем в России или многих других странах, - рассказывает директор "Альбиона". -- Например, в последние годы многие частные британские школы-пансионы, включая элитные, предоставляют своим ученикам при необходимости возможность получить индивидуальные консультации или даже пройти серию дополнительных занятий при выявлении проблем, причем не обязательно на платной основе. Тем самым фактически ученик частной британской школы получает репетиторские услуги "на дому". Но если время поджимает, как бывает весной, накануне экзаменов, или пробелы слишком велики - в игру вступают репетиторские центры, трех-четырехнедельная индивидуальная интенсивная подготовка в которых способна очень серьезно помочь как троечникам, так и отличникам".
Александр Оганесьян, ученик английской частной школы Dean Close: "При необходимости в школе можно организовать индивидуальные занятия - Learning support - отстающих, а также специальные занятия по английскому языку для иностранцев… В период каникул, когда приезжаю в Москву, продолжаю заниматься с преподавателями, это помогает мне лучше подготовиться к будущим экзаменам".
Впрочем, еще несколько десятилетий назад репетиторство в Великобритании не было столь массовым и было связано в первую очередь с особыми вступительными требованиями Кембриджского и Оксфордского университетов. "Тогда, как и сейчас, эти университеты практиковали проведение собственных предварительных экзаменов, отбирая с их помощью своих будущих студентов, и лишь во вторую очередь учитывая результаты выпускных школьных экзаменов, - рассказывает Валентин Щукин. - Суть этих отборочных испытаний остается такой же и сейчас - набор нетривиальных заданий с целью поиска неординарных абитуриентов с быстрым умом, отличными аналитическими способностями. Подготовка к таким отборочным испытаниям велась и до сих пор ведется репетиторами-преподавателями или выпускниками этих именитых университетов". Таким образом, доказав свою эффективность на студентах Оксфорда и Кембриджа, репетиторство постепенно распространялось и на других абитуриентов и школьников, нуждавшихся в устранении пробелов в знаниях - не только по программам A-level (британская программа предуниверситетской подготовки) или IB (International Baccalaureate - международная программа предуниверситетской подготовки), но и более "младшей" GCSE (General Certificate of Secondary Education - британское свидетельство о среднем образовании и одноименная школьная программа обучения).
Интересно, что понятное желание абитуриентов подтянуться с помощью репетиторов до требуемого уровня многими консервативно настроенными англичанами, особенно в университетской среде, до сих пор воспринимается как нечестный способ получения конкурентного преимущества на экзаменах. Тем не менее все больше британцев предпочитают эту "нечестность" провалу на экзаменах: по последним исследованиям, в каждой возрастной группе школьников набирается примерно 20% тех, кто пользуется услугами репетиторов, в большинстве случаев - для хороших оценок на экзаменах. Это порой вызывает неудовольствие директоров школ. "У нас услугами репетиторов пользуются до 40% учеников, и я уверен, что большинству это не приносит никакой пользы, - рассказал Independent Себастьян Хефер, директор школы Eaton Square на западе Лондона. - На фоне напряженного школьного графика репетиторство перегружает их, ведет к игнорированию домашних заданий. Кроме того, зачастую репетиторы сбивают детей с толку, предлагают им другие методики и программы. Это неминуемо ведет к конфликту учеников с их постоянными учителями в школах".
Такие выводы возмутили в конце прошлого года многих преподавателей, официально занимающихся репетиторством. "Нет никаких подтверждений указанных господином Хефером случаев отрицательного влияния репетиторов на образовательный процесс, - заявил Том Махер, председатель только что созданной Национальной ассоциации репетиторов. - Подавляющее большинство репетиторов все же работают официально, они обладают заслуженным авторитетом в преподавательской среде и придерживаются современных образовательных методик, углубляя и развивая навыки и знания своих учеников".
Российские реалии
В России никем не регулируемая деятельность частных репетиторов привела к тому, что в Министерство образования стали приходить тысячи жалоб от родителей. Суть их сводилась к тому, что учителя вынуждают родителей доплачивать им за частные уроки. В связи с этим в 2012 году, в период подготовки новой редакции закона "Об образовании", власти планировали запретить учителям и преподавателем репетиторство с их собственными учениками или студентами. Однако предложение встретило настолько жесткое сопротивление со стороны учителей, не захотевших расставаться с единственным на фоне невысоких зарплат источником дополнительного дохода, что этот пункт из закона был изъят. Тем не менее, как и в предыдущей версии закона, официально репетиторство может осуществляться учителем только либо как индивидуальным предпринимателем, либо как сотрудником частной образовательной компании.
Однако репетиторов, регистрирующих себя как индивидуальных предпринимателей, очень мало. "В свое время, когда заказы от родителей шли нескончаемым потоком, я даже серьезно задумывалась о создании ИП, - делится Наталья П., репетитор по математике и профессор в одном из крупнейших московских университетов. - Даже прошла курсы начинающих предпринимателей. Но подсчитав, сколько я буду платить налогов, и подумав, что эти налоги все равно не скажутся ни на моей пенсии, ни на качестве жизни, от этой идеи отказалась".
"На самом деле, - возражает Валентин Щукин, - организация и ведение ИП не требует больших затрат времени на открытие и ведение дела, да и налоги невелики. И хотя статус ИП не свидетельствует о требуемой преподавательской квалификации владельца, но определенный положительный имидж, несомненно, придает. Тем не менее полученное репетитором отличное образование, должный опыт и надежные рекомендации по-прежнему остаются главными критериями при выборе".
Не обращают внимания на наличие регистрации в качестве предпринимателя и в десятках созданных по всей России интернет-агентств по подбору репетиторов. На их сайтах регистрируются тысячи преподавателей, которые находят здесь себе учеников, однако никаких трудовых договоров такие интернет-агентства с репетиторами не заключают. Большинство из них просто забирают свою агентскую комиссию за контакты учеников с преподавателями. Отсутствие каких-либо договоров таких агентств с репетиторами приводит к тому, что зарегистрироваться на таком сайте и начать преподавательскую деятельность может любой человек, даже без должного опыта. При регистрации никто не проверяет указанную информацию об образовании и опыте будущего репетитора. Впрочем, на лучших сайтах уже вводятся системы отзывов о работе репетиторов, позволяющие в перспективе создать определенные рейтинги, однако вряд ли такая система формирования баз рекомендаций в весомости может сравниться с той, которую были бы в состоянии предложить профессиональные организации репетиторов. "В российских условиях опыт функционирования британских репетиторских центров мог бы очень пригодиться, - уверен Валентин Щукин, руководитель "Альбиона". - В такие центры, организованные в том числе местными властями, в качестве репетиторов можно было бы привлечь сотрудников Академии наук, отраслевых институтов, деятелей культуры, ведущих преподавателей высших школ - в общем, действительно высококвалифицированных профессионалов своего дела".
Вряд ли и государству есть смысл продолжать закрывать глаза на набирающий популярность институт репетиторства и, с другой стороны, пытаться действовать жесткими запретительными методами. Удачная организация саморегулирования этой сферы явно не помешала бы основному образовательному процессу - напротив, стала бы для него серьезным подспорьем в масштабе страны. А государству в лице профессоров высшей школы, членов-корреспондентов и академиков АН давно пора с помощью интернета прийти в каждую школу и помочь в становлении и эффективной работе внеклассных факультативных занятий.