Страница 1
Равные возможности
Сегодня трудно найти сферу деятельности, в которой не составлялись бы рейтинги. Весьма редко из этих списков можно извлечь практическую пользу: чаще всего перечни просто представляют умозрительный интерес. Образование – это та область, в которой присутствуют оба типа рейтингов: и полезные, и просто любопытные. Пожалуй, к последним можно отнести и самый репрезентативный международный рейтинг школьного образования – исследование PISA (Programme for International Student Assessment), которое раз в три года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Сейчас в этом исследовании участвует 500 тыс. 15-летних школьников из 65 стран. Специалисты организации проводят среди них серию тестов – по математике, естествознанию и чтению.
Впервые результаты PISA были опубликованы в 2001 году. Первое место заняли финские школьники, с тех пор они всегда оставались в числе лидеров.
Интересно, что в самой Финляндии при этом национального рейтинга школ вообще нет. Министерство образования и культуры объясняет это тем, что в Финляндии все школы – одинаковые, и подчеркивает, что единый высокий уровень -- главное достоинство финской системы образования. Разумеется, школы старшей ступени могут специализироваться на тех или иных предметах, однако качество образования везде примерно на одном уровне – что в Хельсинки или Турку, что в провинциальных городах или даже в сельской местности.
Равный доступ к бесплатному и качественному школьному, профессиональному и высшему образованию для всех граждан Финляндии – результат культа социального государства, а если более глубоко – также и протестантской этики. Большую роль, конечно, играют и компактные размеры этого государства. Кроме того, рейтинги финских школ не очень нужны как инструмент и иностранцам: хотя в Финляндии хорошие школы, учиться туда детей из-за границы отправляют редко.
В большинстве же стран уровень образования существенно различается, и рейтинг каждого учреждения становится весьма интересным показателем как для тех, кто уже учит в нем ребенка, так и для тех, кто только собирается отдавать в него своих детей. И конечно, рейтинг школ, в особенности школ-пансионов, весьма важен, если, как в случае, скажем, с Великобританией, страна выступает крупным игроком на международном рынке образовательных услуг.
Страница 2
Островные традиции
В Великобритании, где не угасают традиции частных (платных) школ-пансионов, рейтинги играют важную роль. В британских частных школах (в большинстве своем являющихся пансионами) учатся примерно 7% британских школьников (стоимость обучения старшеклассника в престижной частной школе-пансионе превышает размер средней европейской зарплаты). При этом две трети выпускников частных школ Англии, Шотландии, Уэльса поступают в ведущие британские университеты (соответствующую статистику ведет министерство предпринимательства, инноваций и ремесел), в то время как среди выпускников государственных школ Британии таких – менее четверти. Большое количество и разнообразие отличных школ-пансионов наряду с традицией обучать детей вдали от дома формируют спрос на рейтинги британских школ.
Так называемые League tables, или Performance tables, составляются на протяжении десятков лет. В отличие от высших учебных заведений, чье место в рейтингах зависит от целого ряда параметров, школы оцениваются по результатам двух главных экзаменов – GCSE (General Certificate of Secondary Education), который сдают после окончания средней школы (в 16-17 лет), и A-level, который сдается по итогам двух лет подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.
Национальный рейтинг ежегодно публикует министерство образования Великобритании. Перед публикацией таблицы этого года представители министерства сообщили, что принцип составления рейтингов изменился. Результаты за академические и профессионально ориентированные курсы теперь рассматриваются отдельно. Это не позволит школам, избегающим преподавания традиционных академических дисциплин на программе A-level, «спрятаться» за успехами учеников в освоении менее сложных профессиональных курсов. Однако рейтинги школ – настолько интересующий общественность продукт, что собственные рейтинги школ и колледжей Великобритании каждый год готовят, публикуют и ведущие СМИ – такие, как BBC, Independent, Daily Telegraph, Guardian, Times. Есть рейтинги только для частных школ и только для государственных, а также совмещенные. Чтобы разобраться в них, нужно знать определенные нюансы.
«В свежих рейтингах, которые СМИ публикуют во второй половине августа, можно не найти результатов топовых школ. Например, лондонская школа Харроу (Harrow School), вечный соперник Итона (Eton College), или Чартерхаус (Charterhouse School) многие годы не стремятся предоставлять журналистам свои результаты», – замечает директор образовательной компании «Альбион» Валентин Щукин. – Эта тенденция наметилась в начале 2000-х, когда некоторые новые частные школы, ориентированные главным образом на учеников из-за рубежа, по мнению «старых» школ, начали «накручивать» цифры рейтинга».
Действительно, в Великобритании есть еще один инструмент оценки качества школьного образования – мониторинг, который проводит Инспекция школ Ofsted (государственная организация, формально не связанная с министерством образования). Результаты проверок рассылаются не только каждому родителю, но и вывешиваются на сайте организации, чтобы общественность могла увидеть сильные и слабые стороны школ. При этом в виде рейтинга результаты мониторинга не оформляются.
Если рассматривать только лучшие британские частные школы, то они демонстрируют фантастические результаты по меркам любой страны, – комментирует Валентин Щукин. – Причина – в традиции обучать детей не только в школах, расположенных рядом. Школьников отправляют учиться на условиях пансиона на расстояние двух-трех часов езды от дома. Это позволяет отбирать лучших из лучших – пускай даже это отбор среди тех 7% семей, которые могут себе позволить такое образование.
Поэтому при первом знакомстве с рейтингами британских школ, советуют консультанты «Альбиона», прежде всего следует обращать внимание на процент высших отметок (А/ А*), полученных учениками на выпускных экзаменах. Этот показатель при сопоставлении с результатами школы, где сегодня учится ученик-кандидат, дают косвенное представление об уровне сложности предстоящих вступительных экзаменов, которые и формируют состав школьников, чьи выпускные результаты, в свою очередь, попадают в рейтинговые таблицы.
Страница 3
Российский зачет
В России национальный рейтинг школ впервые был составлен лишь в прошлом году. Всероссийский перечень лучших школ (его официальное название – «500 лучших образовательных учреждений, продемонстрировавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году») подготовил Московский центр непрерывного математического образования при поддержке РИА «Новости», «Учительской газеты» и Министерства образования и науки. Создатели списка настаивают на определении «перечень»: из 500 школ, вошедших в него, ранжированы только 25 лучших.
Составители списка ориентировались на рейтинг лучших школ Москвы, который с 2011 года составляет столичный департамент образования. Параметры, по которым проводится сравнение – результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) и олимпиад. За каждого ученика, набравшего в сумме за любые три предмета на едином экзамене 190-219 баллов, школа получала полбалла, за ученика, набравшего более 220 баллов, – один балл, за призеров и победителей регионального и заключительного этапа олимпиад – от одного до десяти баллов.
Московский рейтинг влияет на финансирование: школы, вошедшие в первую сотню, получают гранты на сумму от 2,5 до 7,5 млн руб. (одна и та же школа не может получать грант два года подряд). Федеральный список – пока нет. Представители Минобрнауки лишь советуют местным властям поощрять лауреатов. В первый всероссийский чарт попали 89 московских школ (больше, чем из любого другого региона), 77 из них оказались в первой сотне, семь – в числе 25 лучших. В этой связи обращают на себя нестыковки между всероссийским и столичным списками. Например, физико-математический лицей №1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, седьмой по Москве, в общероссийский топ просто не попал.
«В России рейтинги школ, в первую очередь, важны для городов-миллионников, в которых родителям сложнее сориентироваться и найти лучшую школу для своего ребенка: даже если родители готовы тратить время, свое и ребенка, на транспорт, они не всегда в состоянии уследить за тем, каково сегодняшнее состояние местного образовательного рынка, – подчеркивает Валентин Щукин из «Альбиона». – Московский рейтинг эту проблему решает лишь отчасти – он должен обязательно включать большее количество параметров, не только успехи выпускников. Например, для современных физико-математических школ важно хорошее преподавание английского языка».
Эксперты, впрочем, считают, что даже неидеальный рейтинг в России необходим.
Это хоть какой-то навигатор для родителей, выбирающих школу, что особенно важно в связи с утверждением возможности сетевой формы получения образования: отдельные предметы – в разных школах. Конечно, есть смысл, чтобы в рейтингах учитывался более широкий круг показателей. Помимо мнений родителей и учителей важны индекс здоровья, число конфликтов между учениками, актуальность проблемы наркотиков, процент ребят с неродным русским языком. Сейчас школы будут включаться в публичную отчетность, начнут представлять свои результаты и по хозяйственной деятельности, и по финансам, и по управлению. Может быть, на основе этих данных можно будет усовершенствовать систему.
Олег Владимиров