Все новости
Обучение за рубежом: где школы-пансионы лучше

Обучение за рубежом: где школы-пансионы лучше

Швейцарский международный колледж Brillantmont
© Альбион
Зарубежная школа взамен российской почти всегда выбирается с целью обеспечить поступление в заграничный же университет. В какие страны ехать за качественным образованием, признаваемым во всём мире?

Выбор между хорошим и лучшим

Учебные заведения, именуемые школами-пансионами, в разных странах имеют одну общую черту: это школы, в которых дети не только учатся, но и живут, проводя в школьных стенах большую часть своего времени и разъезжаясь только на каникулы. Понятно, что для ребенка-иностранца, находящегося вдалеке от родителей, это лучший вариант: не возникает проблем с проживанием, питанием, бытом. И хотя школы-пансионы имеются во многих странах, в некоторых из них, а именно в Британии, Швейцарии и Соединенных Штатах созданы, пожалуй, оптимальные условия для обучения детей из-за рубежа.

Школы-пансионы в этих странах, как правило, частные учебные заведения, преподавание в которых нацелено на то, чтобы выпускники поступали в лучшие университеты. От государственных школ они отличаются меньшими классами и большим вниманием к каждому ученику, разнообразием учебных программ, множеством дополнительных опций в виде спорта, искусства, театра, музыки, клубов по интересам, факультативов.

Это объединяет частные школы-пансионы разных стран. Дальше начинаются отличия. Они касаются как самого образовательного процесса, так воспитания и быта.

Родиной школ-пансионов является Великобритания, и до сих пор в этой стране самый большой выбор школ данного типа. Многие из них являются очень сильными с академической точки зрения, они обеспечивают своим выпускникам поступление в лучшие британские университеты. Еще британские школы-пансионы известны тем, что приглашают на работу лучших преподавателей, в том числе выпускников Оксфорда и Кембриджа.

Именно высококвалифицированные учителя обеспечивают успех школы и ее учеников. Каждый предмет у нас преподается профессионалом, например, музыка – профессиональным музыкантом, химия – ученым-химиком, то есть мы берём не педагогов по специальности, а специалистов, которые способны стать педагогами и которые готовы развиваться сами…
Патриция Вудхауз
Директор частной школы для девочек Malvern St James

Не менее важно, что хорошие британские пансионы избирательны по отношению к поступающим к ним ученикам -- и это несмотря на то, что обучение стоит немалых денег. Помимо серьезных многочасовых письменных вступительных экзаменов по предметам, с каждым проводится собеседование, цель которого – определить, соответствует ли кандидат требованиям школы и настроен ли на учебу и успех.

В швейцарских школах-пансионах, несмотря на их репутацию элитарных и суперпрестижных учебных заведений, все обстоит несколько иначе. Здесь нередко нет отбора: проще говоря, берут всех, за кого готовы заплатить родители. По преподавательскому составу швейцарские международные школы тоже не могут конкурировать с национальными британскими школами-пансионами. Наличие в них нескольких программ обучения, это, с одной стороны, плюс: если вы еще не решили, в какой стране дальше учиться, можно попробовать разные национальные программы или универсальную IB (подробнее -- ниже). Но обратная сторона медали -- меньшая эффективность школьной подготовки. То же самое нередко происходит и с иностранными языками: в швейцарских пансионах их учат сразу несколько, и вроде бы действительно на выходе ребенок свободно говорит и по-французски, и по-немецки, и по-английски. Но вот парадокс: этих знаний порой оказывается недостаточно с точки зрения вступительных требований федеральных государственных университетов Швейцарии.

«Родители зачастую выбирают Швейцарию, потому что это престижно, потому что там учатся дети друзей и знакомых, - рассказывает директор образовательной компании «Альбион» Валентин Щукин. – При этом они неизменно повторяют, что хотят хорошую школу. Но чтобы действительно дать ребенку хорошее образование за рубежом, надо выстраивать всю цепочку целиком, понимая, куда он после школы будет поступать и как ему это поступление обеспечить».

Среди традиций

Конечно, это всего лишь некоторые особенности школ-пансионов двух наиболее популярных стран. Чтобы полнее понять различия и решить, что вам больше подходит, надо более детально посмотреть на главные составляющие – образование, воспитание, быт.

Начнем с Британии, хотя, кажется, каждый родитель, думающий об отправке своего ребенка за рубеж, и так знает, что английские школы-пансионы – это классика, качество и незыблемые традиции. С этим не поспоришь, но все дело в нюансах.

Частные школы в Великобритании, хоть их еще и называют независимыми (independent), в действительности проходят строжайший государственный контроль. Школа регистрируется Министерством образования и проверяется комиссией во главе с королевским инспектором. Это значит, что ее программа, помещения, оборудование, квалификация преподавателей должны соответствовать государственным стандартам. Кроме того, школы регулярно инспектируются Объединенным советом независимых школ (ISIC) и инспекцией Ofsted, которые, помимо прочего, проверяет, как соблюдаются права детей, записанные в законе Children Act.

Задача каждой уважающей себя британской школы-пансиона – подготовить своих воспитанников к поступлению в университет и, более широко, к успешной жизни. 

Сегодня университеты открыто заявляют, что им важны не столько результаты выпускных экзаменов A-level, сколько талантливые студенты, которые проявляют искренний интерес к выбранному предмету и способны выйти за рамки школьной программы.
Кэмерон Пайк
директор старшей школы-пансиона для мальчиков Dulwich College

Напомним, что после окончания обязательной средней школы и сдачи экзаменов на сертификат о среднем образовании GCSE (происходит это в 16-17 лет, сдается 8-12 предметов) школьники, нацеленные на университет, продолжают учебу в так называемом «шестом классе» (Sixth Form), где в течение двух лет углубленно изучают выбранные учеником из нескольких десятков лишь 3-4 профильных предмета (изредка больше) будущей университетской специализации. Результаты выпускных экзаменов A-level по этим предметам и служат пропуском в университет.

Но ранняя специализация в английских школах нередко становится предметом споров: хорошо это или плохо? Можно ли в столь юном возрасте выбрать профессию на всю оставшуюся жизнь? Не сужает ли это кругозор и общую эрудицию человека?

По мнению Кэмерона Пайка, профильное обучение в старших классах позволяет глубоко изучить выбранные предметы и хорошо подготовиться к университету -  при условии задействования высококвалифицированных преподавателей, кроме того, любимые предметы изучаются с большим удовольствием, соответственно, и результат лучше. Но всегда есть опасность отказаться от чего-то, что потом может пригодиться. «Я, например, жалею, что бросил немецкий в 9-м классе», -  добавляет г-н Пайк.

Однако «британские частные школы – это гораздо больше, чем A-level», утверждает Патриция Вудхауз. «Ученицам старших классов, в дополнение к A-level, мы предлагаем разнообразные курсы, которые могут оказаться полезными как в университете, так и в жизни вообще, - продолжает она. – Например, компьютерные технологии (ICT), необходимые, кстати, для поступления в американский университет, кулинарию и гастрономию, историю искусств и др. Поэтому, когда вы выбираете школу, я бы посоветовала обращать внимание именно на дополнительные возможности, которые обогащают стандартную программу A-level».

Хорошие школы стараются выйти за рамки программ GCSE и А-Level и расширить кругозор учеников, мы, к примеру, ввели в старших классах программу Liberal Studies и предлагаем широкий выбор внеклассных программ наряду с обязательной академической подготовкой.
Кэмерон Пайк
директор старшей школы-пансиона для мальчиков Dulwich College

Стоит заметить, что на преодоление «узости» программы шестого класса была направлена и одна из проведенных реформ, которая в свое время добавила промежуточный экзамен AS-level (Advanced Subsidiary Level). Его сдают после первого года обучения те, кто не до конца определился со специализацией и предпочитает “для верности” изучать большее число предметов. AS-level означает, что материал “продвинутого” уровня пройден наполовину. Два AS-level приравниваются к одному A-level.

Вообще, по словам Патриции Вудхауз, британские школы-пансионы очень сильно поменялись за последние годы, в том числе благодаря притоку иностранных учеников.

Появилось больше возможностей, изменился стиль преподавания - он стал более интерактивным. Теперь учитель не ментор, а собеседник: урок нередко проходит в виде дискуссии, обмена мнениями, совместного поиска правильного ответа
Патриция Вудхауз
Директор частной школы для девочек Malvern St James

Но что осталось неизменным, так это строгая дисциплина и распорядок дня, достаточно скромные условия проживания, воспитание самостоятельности и ответственности. Все родители отмечают, что в английской школе ребенок быстрее взрослеет и начинает правильно расставлять приоритеты в жизни. Британская школа-пансион не только дает образование, но и формирует характер.

В нейтральной стране

Тем, кто считает, что школьное образование должно быть более свободным, а строгие правила - пережиток прошлого, возможно, больше подойдет Швейцария.

Эта страна стоит особняком, сохраняя нейтралитет, культивируя многоязычность и поддерживая национальную идентичность разных кантонов. Здесь четыре государственных языка (немецкий, французский, итальянский и мало употребляемый ретороманский), здесь в школах-пансионах учат по семи разным программам на разных языках, и это не может не сказаться на том, как ребенок чувствует себя в этой стране. Он действительно попадает в интернациональную среду. Международные школы-пансионы – в своем начальном значении, то есть ориентированные на учеников-иностранцев и воспитывающие людей мира, знающих несколько языков и легко адаптирующихся к любой культуре – появились именно здесь. Как и международная школьная программа, признаваемая во всем мире, - International Baccalaureate (IB). Она была разработана в Швейцарии в конце 60-х годов по инициативе школы ООН в Нью-Йорке и Международной школы в Женеве.

Для сравнения: международные школы и колледжи, относительно недавно появившиеся в Великобритании, - это совсем другая история. Их задача – подготовить иностранцев к учебе в английских учебных заведениях, со швейцарскими международными школами их роднит только одно – интернациональная среда, в который каждый учащийся чувствует себя равным среди таких же как он иностранцев.

Швейцарские школы-пансионы, в отличие от британских, появились относительно недавно – в конце XIX - начале ХХ века. Но чем сразу прославились, так это знаменитыми педагогами, идеи и воспитательные принципы которых они стали воплощать в жизнь. Достаточно назвать имена Иоганна Песталоцци, Марии Монтессори, Рудольфа Штайнера, Рудольфа Тепфера, Адольфа Ферьера.

Последний, кстати, в 1929 году сформулировал модель швейцарской частной школы, которая во многом сохраняется и сейчас: это непременно школа-пансион, расположенная за городом, число учащихся в классах не должно превышать 12 человек, обучение идет не путем заучивания материала, а путем развития самостоятельного мышления ребенка. Большое внимание уделяется играм, спорту, прогулкам, труду и занятиям, развивающим эстетическое чувство и творческие способности. Все эти «хобби» зачастую занимают не меньше, а то и больше времени, чем общеобразовательные предметы.

Но главное – в центре процесса стоят интересы ученика, особенности его личности, считается, что если у ребенка есть способности, они со временем наверняка проявятся. В результате ученик может несколько отставать по академической программе от своих сверстников, скажем в России или в Англии, но зато быстрее и эффективнее осваивать иностранные языки, развиваться как творческая личность.

Другими словами, в швейцарских международных школах-пансионах, столь любимых высокопоставленными особами и международным бомондом, более уютная атмосфера и демократические отношения. Особенно это касается международных пансионов во французской части Швейцарии, в немецких кантонах дисциплина и порядок строже. Расположены школы-пансионы в большинстве своем в горах или предгорьях и по комфорту похожи скорее на высококлассные санатории. Свежий воздух, красивая природа, спокойная жизнь и бережное отношение с большой долей свободы -кому-то это дает толчок для развития, а кого-то расслабляет и отвлекает от учебы. Нередко можно услышать жалобы – преимущественно российских родителей, отправляющих за границу своих избалованных чад, что в Швейцарии вообще нет никакой дисциплины. Конечно, это не совсем так, но справедливости ради стоит заметить, что некоторые очень дорогие и элитарные пансионы во время “русского бума” в 90-х подмочили репутацию, принимая “всех подряд”.

Швейцарские международные пансионы обычно имеют несколько секций (французская, немецкая, англо-американская, итальянская и др.), у каждой из которых своя программа обучения - французская Baccalaureat, немецкая Abitur, итальянскую Scuola Secondaria Superiore, британская A-level, американская High School Сertificate, универсальная IB. Иногда есть швейцарская федеральная программа среднего образования Maturite Federale. Скажем сразу, если цель - учиться в хорошем швейцарском университете, то лучше выбирать именно ее.

Но большинство российских родителей все же останавливается или на англо-американском варианте, или на IB. Вопрос – что получают их дети на выходе? С американским дипломом, выданным пансионом в Швейцарии, объективно говоря, можно поступить в американский же университет средней руки. Как в Соединенных Штатах, так и в расположенный где-нибудь в красивом месте за пределами американского континента. Например, в университет Джон Кэботт в Риме. Почему бы и нет…

Так или иначе, нужно иметь в виду, что международные школы-пансионы с красивыми вывесками и громкими именами, разбросанные по всему миру и встречающиеся даже в самых экзотических уголках, целенаправленно в оксфорды и гарварды не готовят. Хотя из любого правила есть исключение.

С международным бакалавриатом (IB) не все так просто. Сама по себе это одна из самых эффективных и сбалансированных, но и самых трудных программ школьного образования. Она подходит тем, кто еще не определился с будущей профессией, поскольку эта программа более комплексная, чем A-level. Она тоже рассчитана на два выпускных года, но, кроме специализации, предусматривает обязательное изучение математики, двух языков и естественно-научных дисциплин. Как указывают в компании «Альбион», это программа «не для троечников». Если у ученика нет достаточной подготовки, он рискует просто не получить диплом (таких по статистике около 30%).

И это тоже отличие IB от A-level: после сдачи A-level сертификат выпускнику выдадут в любом случае – с теми оценками, которые он получил на экзамене. И с ними вполне можно попробовать устроиться в какой-нибудь университет.

IB наравне с A-level признается университетами во всем мире, но программа все же не получила ожидаемого ее создателями распространения, в частности, из-за своей сложности. По мнению бывшего директора Aiglon College в Швейцарии Джонатана Лонга, A-Level дает студентам большую свободу в выборе предметов. «Мотивированные и целеустремленные студенты с очевидностью выигрывают, выбирая A-Level, - говорит он. - Но она больше подходит и менее способным студента, поскольку позволяет сконцентрироваться на ограниченном количестве предметов».

Однако, как считают в «Альбионе», выбирать в первую очередь надо не учебную программу, а школу – ту самую, которая приведет вас к заветной цели.

На другом континенте

И если цель – хороший американский университет, то и готовиться к нему лучше всего в хорошей частной школе в Америке.

Можно долго спорить, где лучше учиться – в Англии или США, выбор все равно каждый делает сам, но реальность такова, что первые строчки всех мировых рейтингов университетов неизменно занимают американские. На образование и научные исследования здесь тратятся огромные деньги, даже университеты средней руки могут похвастаться научной и технической базой, которая не снилась лучшим вузам в иных странах.

Американские школы не так популярны у российских родителей, как британские и швейцарские. Причина, скорее всего, в том, что Америка далеко. Да и знаем мы об американских школах меньше, чем об английских.

Между тем, в США существует разветвленная система частных школ-пансионов. Несмотря на «молодость» страны по сравнению со Старым Светом, школьное образование там имеет достаточно давние традиции. Колонисты XVII века старались своими силами образовывать детей, не прибегая к помощи метрополии, то есть Британии. Учителя имелись  – среди поселенцев было немало выпускников Оксфорда и Кембриджа. В 1763 году открылась первая «академия» - настоящая школа, где детей готовили к поступлению в университет. В дальнейшем «академии» стали создаваться по образцу британских школ, с той разницей, что программа больше соответствовала времени.

С тех пор утекло много воды, Америка прошла долгий путь от колонии до сверхдержавы. Этого бы не случилось, если бы не школы, воспитывавшие поколения преобразователей истории. Элита в этой стране формировалась исключительно школами и университетами, ведь здесь не было родовой аристократии. 

Может быть, поэтому и сегодня главный принцип американских частных школ – воспитание лидерских качеств. Детям не повторяют день и ночь, что они должны стать лидерами – просто организация учебного процесса и жизни в пансионе устроены так, что если ребенок обладает задатками лидера, они непременно разовьются. Если не обладает, школа все равно привьет ему целеустремленность и умение преодолевать трудности.

Как и в Великобритании и Швейцарии, американские частные школы удалены от городской суеты и цивилизации, расположены там, где чистый воздух, нетронутая природа, гостеприимные люди. Приготовьтесь к тому, что ваш ребенок станет звездой местного масштаба: в маленьком городке или деревушке иностранцы - редкость, и если они появляются, то становятся предметом всеобщего внимания и интереса.

Все школы в США, когда бы они ни появились и по какому бы образцу они ни создавались, работают по североамериканской системе среднего образования, хотя каждый штат может вносить свои изменения в федеральную школьную программу. Правда, разница, как правило, заключается в факультативах и дополнительных возможностях.

Существует два основных этапа - начальная и средняя школа (средняя может еще делиться на младшую и старшую - junior & senior high school). Внутри каждой - несколько уровней (grade). Начальная школа - это grade 1-6, средняя - grade 7-12. Начиная с девятого класса школа дает свободу в выборе предметов, по которым нужно набрать наибольшее количество кредитов для поступления в вуз. Кроме того, выбор есть и внутри одного и того же предмета – более углубленный или более облегченный курс. Если этот предмет нужен для дальнейшей учебы в университете, выбирается более сложный вариант. Но остаются и обязательные дисциплины. Это математика, английский, естественные и социальные науки, компьютерные технологии.

Чтобы получить аттестат о среднем образовании High School Сertificate, нужно сдать 16 предметов в течение последних четырех лет обучения. Можно сдавать что угодно - математику, вождение автомобиля, кулинарию или физкультуру, другой вопрос - зачтут ли это при поступлении в выбранный университет.

По внутреннему устройству американские школы-пансионы делятся на два типа. Первый – традиционного британского образца, с дресс-кодом, торжественными обедами, обязательными занятиями спортом, строгим распорядком дня – только без британского «спартанства». Второй скорее можно сравнить со швейцарским вариантом: демократичность, личностный подход, упор на развитие индивидуальных способностей.

Но вне зависимости от принципов, американские школы принимают детей со всего мира и всячески помогают им привыкнуть и к системе обучения, и к «американскому» образу школьной жизни. Для этого есть и специальные адаптационные программы, и дополнительные занятия английским, а некоторые школы прикрепляют к иностранцу руководителя-наставника, помогающего по всем вопросам, связанным со школьной жизнью, составлением индивидуального учебного плана, мониторингом успехов и подбором дополнительных курсов.

Обязательна в старшей школе и профориентация: ученикам помогают определиться с будущей специальностью и даже попробовать поработать в этой области. В отличие от европейских университетов, американские очень ценят “достижения” абитуриентов: то есть мало просто хорошо учиться и отлично сдать экзамены, важно себя проявить. В чем угодно – спорте, музыке, ораторском искусстве, организации мероприятий, благотворительности и т.д. Здесь важно быть социально активным, не бойтесь выделяться и показывать свою значимость. Ведь карьерного успеха, как правило, добиваются люди с развитыми лидерскими качествами.

 

Елена Коптелова, Ольга Бараш