Некоторые специалисты утверждают, что у госпрограммы "Глобальное образование" есть свои минусы. Например, проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН Алексей Хохлов уверен, что куда разумнее было бы потратить бюджетные средства на то, чтобы стимулировать открытие новых магистерских программ на английском языке в отечественных вузах, привлекающих в Россию студентов из-за рубежа:
- Подходы, применяющиеся в странах-акцепторах умов (например, в США) и странах-донорах-умов (таких, как Россия) должны быть абсолютно разными. Если речь идет, скажем, об английских или американских университетах, то они считаются тем более успешными, чем больше привлекут иностранных "звезд" - ученых и преподавателей. Что касается стран-доноров умов, то для нас этот параметр бессмысленный.
Нам, во-первых, гораздо важнее качественно готовить российских студентов для нужд российской экономики, а, во-вторых, надо привлекать в Россию гораздо больше иностранных студентов, например, из азиатского региона – это бездонный рынок образовательных услуг. Но для этого надо открывать больше магистерских программ на английском языке, и этот процесс надо стимулировать.
Еще одним значительным недостатком программы, по мнению экспертов, является навязывание выпускнику отечественного работодателя сразу после завершения обучения. Ведь возможность получить опыт работы в зарубежной компании и закрепить там полученные навыки – важное условие становления как профессионала, так и личности.
- Эта проблема, скорее, надумана, – уверяет Александр Соболев. – Выпускниками могут быть выбраны гибкие схемы, которые позволят учитывать интересы всех сторон. Пример – авиастроение. Где собираются современные самолеты? Это вопрос. В производстве ОАК задействовано большое количество компаний. Предположим, человек устроится в эту компанию и будет работать по всему миру. Где он работает – в России или за рубежом? Неизвестно, ведь три месяца он проведет в России, четыре - в Америке, пять - в Японии. Здесь все зависит от того, как у работодателя выстроена политика по отношению к персоналу. Другой пример – наука, которая, в принципе, интернациональна: новоиспеченный специалист может вернуться в Россию, поступить тут на работу в вуз или НИИ, заключить с работодателем соответствующее соглашение и уехать на Запад на стажировку, которая будет входить в общий стаж его трудовой деятельности.
Одним словом, главная цель нашей Программы состоит не в том, чтобы подсмотреть чьи-то технологические секреты, а в том, что мы хотим получить людей иного качества.
Однако специалисты авторитетной образовательной компании "Альбион" придерживаются иной точки зрения на обучение специалистов за рубежом:
Ценность любого выпускника значительно возрастает после получения определенного опыта работы, в том числе, если речь идет о ведущих научных, инженерных школах, новейших разработках. Поэтому, все-таки, стоит предусмотреть для грантодержателей возможность какое-то время потрудиться в заграничных компаниях или исследовательских центрах с целью получения необходимого опыта и знаний, прежде чем они вернутся к контрактным отработкам на родине.
Кроме того, неверно рассматривать такое обучение как некую разовую акцию: в подготовку высококлассного специалиста придется постоянно вкладывать немалые деньги, и утвержденные Правительством РФ компании-работодатели должны это понимать. Также важно осознавать, что зарубежная магистратура в одночасье волшебным образом не наделит участника программы некими уникальными качествами. Наконец, неверно говорить, что опыт работы в серьезных компаниях для участника программы менее важен, нежели его обучение в зарубежном университете. Иначе большей финансовой (но не реальной!) эффективности в подготовке магистров можно было бы достичь, приглашая в российские вузы лучших зарубежных профессоров - затраты на подготовку одного магистра были бы в несколько раз меньше. Так что, сделав первый шаг, государству необходимо делать и второй - приветствовать опыт работы за рубежом – и даже третий: например, создавать из участников такой программы команды специалистов для решения серьезных задач, обеспечивая им свободу действий.
Каковы перспективы программы?
Многие сегодня задаются вопросом: как повлияли политическое похолодание и экономическая напряженность минувшего года на будущее программы? Позволит ли нынешняя ситуация и дальше продолжать россиянам учиться за рубежом?
- Никаких барьеров ни со стороны образовательной международной сети, ни со стороны правительств и визовых служб по отношению к нашим студентам, которые хотят самостоятельно поступить в иностранный вуз, мы не видим. - Утверждает Александр Соболев. – Система образования и мировой науки, в хорошем смысле, консервативна: международный обмен студентами и академическая мобильность не подвержены осложнениям в отношениях между странами.
Аналогичной точки зрения придерживается и Денис Конанчук:
- Наше общение с представителями зарубежных учебных заведений показывает, что они открыты и заинтересованы в российских студентах. В конце концов, те приносят вузам деньги. В крайнем случае, если будут какие-то трудности с оформлением визы, содействие может оказать и сам вуз, и наш проектный офис.
При этом некоторые эксперты в образовательной сфере обращают внимание на то, что заявок на участие в программе "Глобальное образование" пока поступает довольно мало, несмотря на то, что россиян, желающих поехать учиться за рубеж – множество (только в Британию на долгосрочное обучение выдается по несколько тысяч виз ежегодно). Чем же это обусловлено? Боязнью последующего "закрепощения"?
- Наша программа широко анонсируется среди целевой аудитории, сайт ежедневно посещают более 2500 человек, - комментирует ситуацию Денис Конанчук. - Но нужно понимать, что поддерживаемый программой набор специальностей существенно сужает круг людей, потенциально заинтересованных в обучении за рубежом. Так, мы часто получаем вопросы от желающих получить магистерское образование по юриспруденции или финансам, но эти специальности не включены в список утвержденных государством. Тем не менее, мы ожидаем, что осенью/зимой количество заявок на участие в программе существенно возрастет за счет заявителей, окончивших российские университеты этим летом и желающих продолжить свое обучение за рубежом.
Также нужно понимать, что "несколько тысяч виз в год на долгосрочное обучение" - это суммарный показатель на все виды образовательных программ, основную массу из которых составляют бакалаврские. Послевузовское же обучение занимает гораздо более скромную долю в их числе. Кстати, сейчас у нас есть запросы от ряда компаний, которые обсуждают возможность целевой отправки специалистов на обучение за рубеж, чтобы потом они вернулись к ним обратно с новыми знаниями и компетенциями, в новом качестве. Мы рассматриваем такой вариант. Не исключено, что в перспективе этот формат также будет реализован.
Как отмечают в "Альбионе", именно такая целенаправленная подготовка команд специалистов в зарубежных университетах и лидирующих компаниях, может оказаться наиболее эффективной в нынешних реалиях, поэтому следует поскорее дать "зелёный свет" такому формату обучения за границей в рамках госпрограммы.
Пока что "Глобальное образование" будет действовать до 2016 года, однако, в Минобрнауки РФ не исключают возможности продления проекта:
- Все зависит от количества и качества людей, которые принимают участие в программе. Сейчас - стартовый этап, который покажет, как она будет масштабирована и скорректирована дальше, – поясняет Александр Соболев. – За рубежом такого рода программы достаточно длительны, потому что работа с представлениями людей – это долгий процесс, который не всегда дает непосредственную отдачу сразу, но, в итоге, приводит к коренным изменениям.