МОСКВА, 18 ноября. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании в среду планирует рассмотреть во втором чтении законопроект о реформе системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
Согласно документу, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) предлагается передать полномочия страховщиков в отношении контроля и финансирования медпомощи, которую оказывают в федеральных медицинских организациях. Так, фонд без участия страховых медицинских организаций будет осуществлять расчеты за медицинскую помощь, контролировать объемы, сроки, качество и условия предоставления такой помощи федеральными медицинскими организациями, а также займется предъявлением претензий или исков за причинение вреда здоровью застрахованного лица.
Изменение механизма
Документ меняет механизм оплаты медицинской помощи, оказываемой федеральными медорганизациями в рамках базовой программы ОМС. Так, в бюджете фонда будут обособлены средства на финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС. Речь, в частности, о медпомощи, которую оказывают застрахованным лицам медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти. Ко второму чтению профильный комитет Госдумы по охране здоровья уточнил, что порядок установления тарифов на оплату такой медицинской помощи будет устанавливаться правительством РФ в составе базовой программы ОМС.
Согласно проекту, федеральные медицинские организации будут осуществлять деятельность в системе ОМС в соответствии с договорами, заключаемыми напрямую между ними и ФФОМС. При этом кабмин будет устанавливать нормативы объемов предоставления специализированной медпомощи, в том числе высокотехнологичной, а также нормативы финансовых затрат на единицу предоставления указанной медицинской помощи.
Подведомственные медицинские организации также будут вправе оказывать первичную медико-санитарную помощь и скорую, в том числе скорую специализированную помощь, в соответствии с территориальной программой ОМС.
Единый реестр
Документ также предусматривает ведение ФФОМС единого реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. В реестр войдут как сведения о медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, так и о медицинских организациях, которые осуществляют деятельность по территориальным программам ОМС.
Так, федеральные медорганизации вправе до 1 сентября года предшествующего года, в котором они намерены осуществлять деятельность в сфере ОМС, направить в фонд заявку на распределение объемов предоставления специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной. После этого фонд включает ее в единый реестр медицинских организаций. Если речь идет о распределении объемов помощи на 2021 год, то заявку можно подать по 25 декабря 2020 года включительно.
Документ уточняет, что в базовой программе ОМС отдельно устанавливаются нормативы объемов предоставления медицинской помощи, оказываемой подведомственной медицинской организацией в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления указанной медицинской помощи, а также перечень заболеваний и состояний, по которым указанными медицинскими организациями оказывается медицинская помощь. Объемы предоставления такой медицинской помощи распределяются и перераспределяются между медицинскими организациями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медицинской помощи. Предполагается, что порядок распределения и перераспределения указанных объемов будет устанавливать кабмин.
Ко второму чтению профильный комитет по охране здоровья также уточнил, что информация о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, которая была им оказана, будет отражена в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования. Оператором этой системы станет Федеральный фонд. Порядок функционирования информационной системы установит кабмин.
Сокращение нормативов
Документ также направлен на сокращение норматива средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации на расходы на ведение дела по ОМС. Сегодня объем средств достигает от 1% до 2% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Изначально предполагалось уменьшить норматив в два раза, однако ко второму чтению профильный комитет изменил показатель - если закон будет принят, норматив составит от 0,8% до 1,1%. Как отмечали авторы инициативы в ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении, уменьшение размера средств, предоставляемых страховой медицинской организации, позволит высвободить дополнительные средства, которые могут быть направлены на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Предполагается, что нововведение вступит в силу с 1 января 2021 года, за исключением нормы о подаче заявки на распределение объемов помощи на 2021 год - она вступит в силу с момента опубликования закона.