САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Максим Ничипоренко/. Конституционный суд (КС) РФ считает, что повышенные по сравнению с другими регионами штрафы за нарушение ряда правил дорожного движения в Москве и Петербурге не противоречат Основному закону.
Как суд объяснил свою позицию
В своем постановлении КС указал, что выделение двух столиц в особую категорию "обусловлено их объективными особенностями", к которым в том числе относятся более сложные условия движения и повышенный уровень опасности на дорогах.
Нормы, согласно позиции суда, устанавливают повышенную степень ответственности лишь за те нарушения, которые могут затруднить движение и негативно сказаться на дорожной обстановке.
Как указал КС, нормы не нарушают принцип равенства, поскольку применяются ко всем лицам, находящимся на территории Москвы и Петербурга.
При этом суд обратил внимание на возможность предоставить регионам право участия в определении размеров штрафов за нарушения с "региональной спецификой".
Штрафы со столичным коэффициентом
Положения КоАП РФ, которые стали предметом рассмотрения в КС, вступили в силу в 2012 году. За ряд нарушений - остановку или стоянку в неположенном месте, использование выделенной полосы для общественного транспорта, нарушение правил движения в жилых зонах, несоблюдение запрета на движение грузового транспорта - для Москвы и Петербурга был установлен повышенный размер штрафов (от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб.).
В частности, за неправильную парковку и стоянку на всей территории России платят по 1,5 тыс. руб., в Москве и Петербурге - 3 тыс. руб.
Поводом для рассмотрения стал запрос группы депутатов Госдумы, которые считают, что установкой различных для разных регионов штрафов нарушаются конституционные предписания о равноправии граждан и запрете произвольной дискриминации.
Депутаты заявляли, что различный размер штрафов за правонарушения в зависимости от субъекта федерации нарушает конституционные предписания о равноправии граждан и запрете произвольной дискриминации. Авторы запроса указывали, что "нарушение правил дорожного движения не может быть основанием для принятия закона, ограничивающего права и свободы человека и гражданина".
Самые популярные нарушения ПДД
Как писала ранее газета "Коммерсантъ" со ссылкой на данные ГИБДД, за 2013 год было выявлено 68,2 млн нарушений, это на 4,7% больше, чем в 2012 году.
Стало меньше пьяных водителей: за прошлый год было возбуждено 590,2 тыс. дел в отношении нетрезвых автомобилистов, это на 3,4% меньше показателей прошлого года. Также автомобилисты стали гораздо реже нарушать правила остановки и стоянки: всего было зафиксировано 67,1 тыс. правонарушений, что на 70% меньше, чем в 2012 году. Кроме того, водители стали на 40,6% реже выезжать на забитые пробками перекрестки, на 34% реже выезжать на встречку для объезда препятствия.
Водители стали чаще ездить с грязными или неправильно установленными номерами: прирост нарушений составил более 40%. Как отмечает газета, это связано с попытками скрыться от камер и избежать штрафа.
Увеличение штрафов: за и против
По данным ВЦИОМа на апрель 2013 года, большинство россиян (68%) выступают за увеличение штрафов за нарушение ПДД. 32% опрошенных твердо уверены в необходимости увеличения штрафов, а 36% не против этой меры. Большинство респондентов также поддержали увеличение штрафов применительно к нарушителям, обладающим повышенными доходами (66%).
По итогам опроса 47% россиян уверены, что правила нарушаются из-за низкого уровня культуры автомобилистов, 20% респондентов указали на отсутствие жестких санкций в отношении нарушителей, неэффективную организацию движения винят 18% опрошенных, а 11% причиной нарушений считают привилегии, которыми пользуются некоторые водители. 75% участников опроса отмечают социальное неравенство на дороге и различия в применяемых санкциях.