22 мая 2021, 09:19,
обновлено 22 мая 2021, 09:43

В России не будут переводить все образование на дистанционный формат

Вячеслав Прокофьев/ ТАСС

Премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что в дистанционке есть как плюсы, так и минусы, но в случае перевода всего образования на удаленку "качество обучения неизбежно пострадает"

МОСКВА, 22 мая. /ТАСС/. Система образования в России не будет переводиться полностью в дистанционный формат, иначе качество обучения пострадает. Об этом заявил в субботу премьер-министр РФ Михаил Мишустин, отвечая на вопросы участников марафона "Новое Знание".

По его словам, власти РФ не будут "переводить всю систему образования на дистант". "Сейчас [эпидемиологическая] обстановка постепенно улучшается, об использовании дистанта как о единственной форме обучения речь точно уже не идет, у нас таких планов нет", - сказал Мишустин.

Премьер в целом отметил, что у него неоднозначное отношение к дистанционному обучению, так как у такой формы преподавания есть и свои безусловные плюсы, но есть и минусы. "И качество обучения [при переходе на удаленку] неизбежно пострадает, например в инженерных и естественно-научных специальностях или в медицинских вузах", - сказал Мишустин. Он напомнил о незаменимости лабораторных работ и о необходимости контроля за проверкой знаний. "Честно признаемся - немногие студенты устоят перед искушением использовать шпаргалку на онлайн-экзамене", - заметил премьер.

"Так что, мне кажется, здесь нужно найти разумный и необходимый баланс между всеми формами обучения и сохранить личный контакт ученика и учителя", - подчеркнул Мишустин, отметив важность живого общения в лекционной аудитории, в лабораториях и во время семинаров.

Достижения в сфере дистанционного обучения

По его словам, в период карантина переход на дистанционную форму учебного процесса был вынужденной мерой, чтобы не прекращать занятия, но сохранить при этом здоровье преподавателей и студентов. При этом развитие удаленки в этой сфере премьер назвал одним из самых больших достижений прошедшего года, когда разные учебные заведения - от школ до университетов - смогли нарастить свои цифровые ресурсы, было дано дополнительное развитие федеральному проекту "Цифровая образовательная среда", входящему в профильный нацпроект.

Мишустин напомнил, что было приобретено современное оборудование, появились качественные электронные материалы для дистанционного обучения. "Даже те преподаватели, которые раньше, мягко говоря, не дружили с компьютером, повысили свою цифровую грамотность", - отметил он. "И уже появился новый критерий квалификации педагога - умение работать во всех форматах, онлайн и очно", - сказал премьер.

Он добавил, что теперь лекции лучших преподавателей ведущих вузов могут увидеть миллионы людей. Это помогает повысить качество образования, "и в России, с нашими огромными расстояниями, делает обучение более доступным для жителей даже самых дальних регионов".

"Уверен, что новые технологии в образовании - это всерьез и надолго. И в ближайшие годы мы планируем внедрить систему цифровой образовательной среды в 75 регионах страны для более чем полумиллиона школьников", - сказал Мишустин, добавив, что к этому времени школы будут иметь онлайн-доступ к цифровым образовательным ресурсам и получат необходимое оборудование.

Фундаментальные знания

Мишустин считает, что в России система образования создает все условия, чтобы закладывать базу для фундаментальных знаний со школьной скамьи. "Понимание оптимального баланса ["между знать и знать, где посмотреть"] можно получить только на основе хороших знаний, фундаментальных знаний. С опорой на них, как на карту с маршрутом, можно понять, когда и к каким источникам стоит обращаться, насколько достоверной будет информация", - сказал он. "Базу для таких знаний мы закладываем, начиная со школьной скамьи, и потом в университете получаем. А вообще, надо учиться всю жизнь. Для этого в России созданы все условия", - добавил Мишустин.

По его словам, российские образовательные программы охватывают детей дошкольного возраста, школьников, студентов, есть программы профподготовки и переподготовки специалистов. Он посетовал, что никто в мире не сможет сказать сейчас, какой предмет или специальность будут востребованными через десять лет. По его мнению, только постоянно совершенствуя свои знания и компетенции, можно достичь успеха.

Мишустин рассказал, что для него чрезвычайно полезными оказались знания по компьютерным и информационным технологиям и фундаментальной математике. "Они помогли сначала автоматизировать, а потом провести ту самую цифровую трансформацию налоговой службы, о которой я сегодня рассказал", - отметил он. Премьер добавил, что цифровые решения внедряются в деятельность государственного аппарата в России. "Наша цель - сделать так, чтобы полагающиеся человеку услуги предоставлялись автоматически без хождения по инстанциям, без сбора бумаг", - сказал он.