НИЖНИЙ НОВГОРОД, 6 августа. /ТАСС/. Участники этнографической экспедиции по Волге, которую приурочили к 800-летию Нижнего Новгорода и 175-летию Русского географического общества (РГО), создали около 140 портретов жителей и видов Поволжья на стеклянных пластинках с серебряным напылением - амбротипов. Об этом сообщил в пятницу ТАСС фотограф-амбротипист, член Союза фотохудожников России, член Русского географического общества Михаил Бурлацкий.
Ранее сообщалось, что экспедиция в составе нескольких человек, включая в самого Бурлацкого и режиссера-документалиста Александру Андронову, пройдет по Волге от истока до устья по маршруту нижегородского фотографа XIX - XX веков Максима Дмитриева. Их задачей было запечатлеть на специальных стеклянных пластинах жителей Поволжья и показать, как изменился регион.
"Около 20 стекол мы подарили, с учетом этого около 140 всего снято", - рассказал фотограф-амбротипист.
Часть маршрута группа перемещалась на автобусе ПАЗ, часть - на судне, предоставленном Волжским пароходством.
За 40 дней группа побывала во множестве населенных пунктов, включая Городец, Чебоксары, Ярославль, Казань, Самару, Саратов, всемирно известный археологический памятник средневековой культуры народов Поволжья Укек. На стеклянных пластинах запечатлели, например, звенигородскую бригаду рабочих, команду судна "Волга", семью, работающую на мукомольном заводе в Самаре, мать с дочерью, торгующих сувенирами в Городце, чемпиона мира по подводному плаванию, религиозных деятелей, строителей судна, возведенного по технологиям XVII века. "Снимали в режиме нон-стоп, у нас за 40 рабочих дней было пару выходных. Дорога, сон, съемка, бывало по три съемки в день, это, в принципе, много", - добавил фотограф.
Как рассказал владелец передвижной фотолаборатории Роман Гербих, выделить кого-то из героев практически невозможно, так как каждый из них уникален.
Фильм об экспедиции
Бурлацкий пояснил, что люди, которых снимали участники экспедиции, делились на несколько групп. С кем-то договаривались заранее, а кого-то снимали спонтанно. Некоторые герои были одеты в национальные костюмы, что также было частью задумки. "У нас была задача - чуть-чуть быть похожими на Максима Петровича Дмитриева, который снимал типы Поволжья. Чаще всего это были люди в национальных одеждах. Мы поснимали марийцев, чувашей, татар", - рассказал фотограф.
Еще одна часть экспедиции - это фильм о поездке, который планируют смонтировать к выставке, запланированной на осень.
Режиссер-документалист, член Гильдии неигрового кино и телевидения России Александра Андронова добавила, что самым трудным для нее было работать в режиме нон-стоп без выходных. "Преодоление этих обстоятельств - это здорово и круто для фильма, но сложно для тех, кто внутри <…> Мне кажется, что драматургия получится. Драматургия может быть построена на том, как меняется герой, и на том, как меняется наше отношение к нему. Возможно, в нашем случае это будет второй вариант", - сказала Андронова.
О фотохудожнике и проекте
Михаил Бурлацкий родился и долгое время работал в Нижнем Новгороде, а затем открыл в Санкт-Петербурге свою фотолабораторию. Помимо студийной работы, Бурлацкий организует фотоэкспедиции. В 2015 году он создал серию фотографий типов Поволжья в Нижегородском архитектурно-историческом музее-заповеднике "Щелоковский хутор". Летом 2016 года вместе с сотрудниками музея побывал в Тоншаевском районе Нижегородской области, где снял обряды местных марийцев.
Проект "Бурлацкий на Волге. Дорогами Максима Дмитриева" реализуется центром развития региональной кинематографии "Кинофактура" на грант Русского географического общества и при поддержке судоходной компании "Волжское пароходство", АНО "Центр 800", компании "Ростелеком", Kutuzov Photo и Canon Россия.