Все новости

Куда приходит детство

После уроков, 1984 год
© Фотохроника ТАСС/Виталий Данильченко
Мальчики в царской России ходили в платьях, девочки в 1930-х годах пилили доски, а современные дети для игр и учебы выбирают планшеты. О том, как менялись атрибуты детства, - в материале ИТАР-ТАСС

Каждый взрослый хранит воспоминание о своем особенном детстве: любимых игрушках, лучших друзьях, новых открытиях, первых победах и разочарованиях. И все же у каждого поколения есть общие отличительные атрибуты мира детства. ИТАР-ТАСС попытался выявить характерные "детские" черты каждого десятилетия начиная с 1910-х годов.

1910-е: Платья для мальчиков и кукольные домики

1920-е: Запрещенные куклы и власть детей

1930-е: Девочка с пилой и самодельные альбомы 

1940-е: Патроны и пилотки

1950-е: Пионеры и клоуны 

1960-е: Космонавты и вундеркинды

1970-е: Спок и Карлсон

1980-е: Жвачка и пенал

1990-е: Barbie и Snickers

2000-е: Памперсы и слиперы

2010-е: Планшет и парк

1910-е: Платья для мальчиков и кукольные домики

В дворянских семьях дореволюционной России и мальчиков и девочек было принято одевать в платья.  

Среди самых популярных игрушек 1910-х годов были так называемые американские черти - фигурки в запаянной колбе со спиртом, - а также куклы и плюшевые медведи.

Еще одной популярной детской забавой был кукольный домик.

Как отмечается в книге "Игрушка в русской литературе" филолога Марины Костюхиной, в тех семьях, которые не могли позволить себе его покупку, под домики приспосабливали мебель.

 

1920-е: Запрещенные куклы и власть детей

В 1920-е годы традиционные куклы оказались в опале. "Считалось, они программируют девочек исключительно на материнство, лишая других ролей. Вместо них появились куклы-красноармейцы и куклы-священники. Но, судя по воспоминаниям, дети играли в них традиционными способом: пеленали, укладывали спать, кормили", - рассказывает культуролог Джамиля Мамедова.

В 1920-х годах родители сами шили одежду детям. Зачастую они перешивали свои вещи в платья для девочек, гимнастерки и брюки для мальчиков.

Партией была сделана ставка на детей, они воспринимались как будущее страны, как люди, которые будут жить при коммунизме, тогда как за их родителями закрепился образ людей из прошлого, которых дети должны научить, как надо правильно жить
Светлана Маслинская
историк

1930-е: Девочка с пилой и самодельные альбомы 

В начале 1930-х годов девочки наравне с мальчиками "лихо владеют пилой и другими инструментами", замечает филолог Марина Костюхина.

Большую часть времени дети 1930-х годов проводили во дворах: искали и прятали клад, играли в жмурки, футбол, казаки-разбойники и карты.

В детских садах готовили выступления к праздникам и клеили тематические альбомы.

Мы вырезали из газет и несли в детсад снимки ударников и строек, трактористов и силосных башен. Альбомы куда-то уносили. А мы клеили новые
Валентин Берестов
поэт

1940-е: Патроны и пилотки

В тяжелое военное время дети донашивали чужую одежду, а в качестве игрушек использовали найденные на улицах гильзы, патроны и пустые коробки.

Значимыми для детей становятся настоящие, взрослые вещи, связанные с войной: планшеты, компасы, гимнастерки
Джамиля Мамедова
культуролог

"Во время войны в Испании особо модными были испанские пилотки. А во второй половине 1940-х годов - лендлизовская (переданная США союзникам во Второй мировой войне) еда и одежда", - рассказывает Мамедова.  

Среди дворовых игр лидировала "американка". Энциклопедический словарь русского детства определяет эту игру как "пари, при котором проигравший должен был безоговорочно выполнить любое желание выигравшего". Игра часто приводила к увечьям.

1950-е: Пионеры и клоуны 

В послевоенное десятилетие на смену взрослым вещам наконец-то приходят обычные игрушки. Зачастую это деревянные фигурки - герой стихотворения Агнии Барто бычок, клоун на лестнице и птица, клюющая зерна.

В конце 1940-х была введена обязательная школьная форма, которая напоминала гимназическую. Строго регламентировалась не только одежда, но и прически школьников. Мальчиков, учившихся в младших классах, стригли наголо, а девочкам заплетали косы.

В эти годы начался расцвет пионерского движения.

В 1950-х годах все дети старше девяти лет были членами пионерской организации, само слово "пионер" стало синонимом слова "школьник". Пионеры в книжках стали транслировать обычные, общедетские ценности: нужно дружить с одноклассниками, независимо от их социального происхождения, помогать товарищам, быть честным и справедливым
Светлана Маслинская
историк

1960-е: Космонавты и вундеркинды

Главным героем и образцом для подражания был Юрий Гагарин, любимыми игрушками - космонавты, ракеты и спутники.

В 1960-е годы набирают популярность методики раннего развития детей. Повышенное внимание уделялось вундеркиндам. По словам культуролога Джамили Мамедовой, клоуны и птички 1950-х были признаны моветоном, а правильными считались только развивающие игрушки, готовящие ребенка к трудовой жизни.

В эти годы детская одежда почти полностью производилась на фабриках. Для ее создания использовался модный в 1960-е годы ацетатный шелк и другие синтетические ткани. Рисунки на одежде были простыми и четкими, а цвета - реалистичными. Например, солнце могло быть только желтым.

1970-е: Спок и Карлсон

В 1970-е годы почти в каждой семье был телевизор. Дети смотрели передачи "Абвгдейка", "В гостях у сказки", "Будильник" и "Спокойной ночи, малыши". Герои этих программ, в частности Хрюша и Степашка, становились прототипами популярных игрушек.

В эти годы была популярна переводная детская литература. "Для детей стали доступны западные классические произведения. "Винни-Пух" Алана Милна, "Пеппи - Длиный Чулок" и "Карлсон" Астрид Линдгрен - любимое чтение детей", - пишет британский филолог-русист Катриона Келли.

В 1970-е годы на русский язык была переведена книга американского педиатра Бенджамина Спока "Ребенок и уход за ним", которая впервые донесла до советских родителей, что ребенку необходимы не только кормление и забота, но и внимание к его личности.

1980-е: Жвачка и пенал

После Олимпиады-80 в моду вошли жвачка, пепси-кола и предметы с изображением олимпийской символики.

Особым шиком считались привезенные из-за границы джинсы и джинсовые юбки. Гордостью школьников были яркие пеналы и ластики с изображениями героев мультфильмов. 

Многие дети мечтали о собственном велосипеде "Салют" или "Кама". Однако чаще всего довольствовались велосипедами, доставшимися от старших, вспоминает культуролог Джамиля Мамедова.

1990-е: Barbie и Snickers

"В 1990-е годы в обыденную жизнь вошли элементы массовой культуры, рассчитанные на потребителя-ребенка: мультсериалы ("Черепашки-ниндзя", "Чип и Дейл", "Мишки Гамми" и др.), куклы, которые можно было купить сразу в нескольких вариантах (например, Barbie), примитивные компьютерные игры и игровые приставки", - рассказывает Джамиля Мамедова. 

Любимым лакомством стали чипсы, шоколадные батончики Snickers и сладкая газировка.

Характерной чертой этого времени было раннее взросление детей. Это было связано с повышенной занятостью родителей, которым зачастую приходилось работать сразу в нескольких местах.

2000-е: Памперсы и слиперы

Историк моды Александр Васильев называет слипер - трикотажный комбинезон на кнопках для грудных детей - знаковой детской одеждой 2000-х годов.

В нулевые детские вещи начали шить из высокотехнологичных материалов. Стали общедоступными памперсы, влажные салфетки, ватные палочки и другие средства гигиены.

Появление детских автомобильных кресел и приспособлений для переноски ребенка делает родителей более мобильными, в путешествия теперь отправляются даже с грудными детьми.

  

В начале 2010-х годов любимым детским развлечением становится планшетный компьютер. Несмотря на то что это устройство не было одобрено как развивающая игрушка, дети с удовольствием смотрят на нем мультфильмы, играют в игры, учат буквы.

В последние годы дети начинают проводить больше времени на улице. Этому способствует то, что что для семейного отдыха обустраиваются парки.