11 июня 2014, 16:00

В Госдуме отрицают разработку законопроекта о приравнивании поисковиков к СМИ

ИТАР-ТАСС/ Павел Головкин
Ранее депутат Луговой попросил Генпрокуратуру проверить "Яндекс" на соответствие закону "О средствах массовой информации"

МОСКВА, 11 июня. /ИТАР-ТАСС/. В Госдуме не разрабатывается законопроект, приравнивающий поисковые системы в интернете к СМИ, сообщил ИТАР-ТАСС первый зампредседателя думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин ("Справедливая Россия").

Левин прокомментировал появившуюся в прессе и социальных сетях информацию о возможном внесении в нижнюю палату такой инициативы. Политик считает, что его коллегам скорее стоило бы изучить ситуацию с ресурсами, де-факто являющимися СМИ, но при этом не желающими регистрироваться в этом статусе.

"В связи с тем, что письмо моего коллеги Андрея Лугового, отправленное в Генеральную прокуратуру и содержавшее предложение проверить ведущую отечественную поисковую систему, вызвало тревогу интернет-общественности и привлекло широкое внимание СМИ, хочу сообщить, что в настоящее время нашим комитетом законопроект с таким содержанием не разрабатывается", - сказал парламентарий.

Претензии к агрегаторам новостей

По мнению Левина, "данное письмо и связанные с ним дискуссии в СМИ и социальных сетях порождены проблемой более широкого свойства".

Существуют интернет-ресурсы, фактически ведущие деятельность СМИ и имеющие огромную аудиторию, но при этом не желающие регистрироваться и соблюдать законодательство о СМИ. Претензии к таким сайтам, на которых поисковую работу выполняют люди, намного правомернее, чем аналогичные претензии к роботам поисковых систем, механически агрегирующим данные, существующие в сети
Леонид Левин
первый зампредседателя думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи

"Такие информационные ресурсы и в поисковых выдачах обозначаются как СМИ, и воспринимаются большинством пользователей как СМИ, однако юридически не желают признавать себя СМИ", - акцентировал внимание первый зампред профильного думского комитета. "Лица, редактирующие такие сайты, и сами воспринимают свою деятельность как разновидность журналистики, то есть сознательно нарушают закон", - добавил он.

По мнению депутата, "было бы более справедливо обратить внимание коллег-депутатов и общественности в первую очередь на СМИ подобного рода, имеющих зачастую полноценные редакцию и определенную идеологию, а не на безличных роботов-поисковиков".

В качестве примера Левин привел сайт Newsru.com, "который фактически занимаясь агрегацией новостей в ручном режиме, имеет многомиллионную аудиторию и при этом не зарегистрирован как СМИ". "Однако даже Википедия называет его новостным информационным агентством, а сайты, публикующие статистику посещений интернет-ресурсов, и поисковики относят его к разделу СМИ", - сказал он.

Почему Генпрокуратура проверяет "Яндекс"

Ранее в СМИ появилась информация о том, что после того, как 22 апреля Госдума законодательно приравняла блогеров к СМИ, Андрей Луговой направил генпрокурору Юрию Чайке обращение с требованием проверить деятельность компании "Яндекс" на соответствие закону "О СМИ".

Как отмечала газета "Коммерсантъ" со ссылкой на текст письма, в нем говорится, что "на страницах "Яндекса" публикуются материалы новостного и аналитического характера, в том числе материалы ведущих российских и зарубежных СМИ", и их распространение "также является распространением массовой информации". В связи с этим депутат считает, что "Яндекс" является крупнейшим средством массовой коммуникации и имеет огромную аудиторию, и поэтому компания должна соблюдать правила, "установленные для СМИ".

В случае, если Генпрокуратура признает, что "Яндекс" не подпадает под действие закона о СМИ, Луговой выразил намерение подготовить изменения в законодательство.

Поисковик-помощник

22 мая начал работу государственный конкурент "Яндекса" поисковик "Спутник". Пока он работает в режиме бета-тестирования. Как заявили в "Ростелекоме" - разработчике поисковика, "Спутник" - это платформа с множеством социально ориентированных сервисов и виджетов, в том числе для взаимодействия с госструктурами.

Целевой аудиторией "Спутника" в компании называют российские семьи, которые ищут в интернете помощника в своих повседневных делах.

Ранее в СМИ выдвигалась версия, что идея о государственном поисковике возникла в администрации президента в 2008 году после операции по принуждению Грузии к миру. В ходе конфликта возникла ситуация, когда поисковики уводили пользователей на недружественные России онлайн-СМИ.

Планируется, что в "Спутнике" будут использоваться технологии фильтрации контента, чтобы защитить пользователей от спама, порнографии, экстремизма и манипуляций с поисковой выдачей.