Более половины россиян не интересуются онлайн-форматом экскурсий
Около 34% респондентов ВЦИОМ отметили, что, скорее, интересуются таким форматом, а 7% затруднились дать ответ
МОСКВА, 12 ноября. /ТАСС/. Большинству россиян не интересен формат онлайн-экскурсий. Об этом свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), результаты которого представлены на круглом столе в ТАСС.
Согласно озвученным данным, более половины опрошенных (59%) заявили, что им не интересен формат онлайн-экскурсий. Около 34% респондентов отметили, что, скорее, интересуются таким форматом, а 7% затруднились дать ответ. Хорошо осведомлены об онлайн-экскурсиях 16% опрошенных, что-то слышали о них 50%, 34% респондентов услышали о таком формате впервые.
С тезисом о том, что онлайн-экскурсии служат полноценной заменой очного посещения музея, согласны лишь 9% информированных об онлайн-формате респондентов. Порядка 79% участников опроса, информированных о таком формате, придерживаются противоположной точки зрения.
Недостатками онлайн-формата экскурсий россияне назвали невозможность как следует рассмотреть экспонаты, подойти к ним, менее яркие эмоции от онлайн-посещения. А преимуществами - возможность увидеть экспонаты не выходя из дома, экономию денег, безопасность. При этом 37% опрошенных отметили, что преимуществ у онлайн-формата нет.
Новыми онлайн-форматами в пандемию стали спектакли на платформе Zoom, онлайн-перформансы, виртуальные экспозиции, игровые тренинги для одного зрителя, "бродилки" для небольших компаний и онлайн-экскурсии.
Опрос ВЦИОМ проводился путем телефонного интервью среди 1,6 тыс. россиян 18 лет и старше в августе 2021 года. Погрешность не превышает 2,5%. Охват - не менее 80 регионов РФ.
Переход культуры в онлайн
Как рассказала на круглом столе в ТАСС главный редактор портала "Культура.РФ" Олеся Максимова, переход учреждений культуры в онлайн начался задолго до пандемии. В частности, портал "Культура.РФ" начал проект по агрегации трансляции культурных событий в конце 2017 года.
"С того момента он показывает двукратный рост каждый год. Не уверена, что был бы двукратный рост в 2020 году, если бы не пандемия, потому что рост количества трансляций получился лавинообразный по месяцам, когда было все закрыто, когда был полный локдаун. Разумеется, обстоятельства 2020 года стали катализатором, потому что учреждения, которые, может быть, и не собирались уходить в сеть и пугались того, что онлайн-трансляции отнимут живую аудиторию, - все собрались и освоили современные возможности", - пояснила Максимова.
По словам заместителя директора по цифровому развитию ГМИИ им. А. С. Пушкина, заведующего кафедрой IT в сфере культуры Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Владимира Определенова, многие учреждения в период первого локдауна не смогли работать эффективно из-за отсутствия опыта и навыков. Максимова в свою очередь добавила, что для решения этой проблемы также работает портал "PRO. Культура.РФ", который предназначен для специалистов.
"В нашем профессиональном сообществе для учреждений культуры мы давно приметили, что есть большой процент учреждений культуры, где интернет-грамотность оставляет желать лучшего и образовательный проект родился из этого наблюдения, мы стали помогать организовывать вебинары, мастер-классы, обучающие программы, выпускать методические пособия по работе с интернет-ресурсами, социальными сетями, приглашать различных спикеров", - пояснила она.