Прошло 10 лет после крушения лайнера Costa Concordia. В Италии вспоминают жертв катастрофы
В результате происшествия погибли 32 человека
РИМ, 13 января. /Корр. ТАСС Вера Щербакова/. Прошло 10 лет после крушение круизного лайнера Costa Concordia, в котором погибли 32 человека. В Италии к этой дате приурочены специальные программы, документальные фильмы и презентации книг приурочены.
Как и в каждую годовщину, траурные и поминальные мероприятия пройдут на острове Джильо, у берегов которого произошло крушение. В этом году на них собираются участники круиза, которых будет немного больше, чем обычно, а также журналисты.
Всего на борту 15-палубного лайнера находились в момент катастрофы более 4,2 тыс. человек. Операция по устранению последствий крушения продлилась 2,5 года и считается одной из уникальных в области инженерии.
Что известно о катастрофе
Крушение Costa Concordia произошло в ночь на 14 января 2012 года у берегов острова Джильо в Тирренском море. Круиз проходил по Средиземноморью, включал посещение, помимо итальянских городов, Марселя и Барселоны и подходил к завершению.
Как было установлено, в 21:45 по местному времени (00:45 субботы 14 января мск) подводная скала пропорола днище лайнера, в котором образовалась 70-метровая пробоина. Судно стало набирать воду и село на мель вблизи от берега. Причиной аварии стала халатность достаточно опытного капитана Франческо Скеттино. На тот момент ему было 52 года, и он решил, максимально близко подведя лайнер к берегу, поприветствовать мать распорядителя зала ресторана Costa Concordia, проживающую на острове.
Джильо, принимавший тогда в летний сезон до 10 тыс. отдыхающих, на зиму практически пустеет. Там круглый год живут всего несколько сотен человек. Именно они оказали первую помощь потерпевшим бедствие. Некоторые из пассажиров вплавь добирались до берега. Сигнал к эвакуации был дан лишь спустя час после столкновения с рифом. К слову, эта подводная скала нанесена на карты, и о ее существовании хорошо известно. В какой-то момент рулевой, индиец по национальности, перепутал "право" с "лево" и неправильно исполнил приказ капитана.
Кроме того, капитан не последовал правилу, согласно которому он должен последним покидать тонущее судно. Скеттино, как он потом объяснял, "соскользнул в шлюпку". Была распространена запись его разговора с офицером управления портами в Ливорно Грегорио Де Фалько. Последний повышенном тоном и с использованием нецензурных слов приказывал Скеттино вернуться на борт. Сейчас Де Фалько полагает, что в случае более скоординированных и своевременных действий жертв в ту ночь можно было избежать. Он после произошедшего был переведен на другую работу, а затем избран в верхнюю палату (Сенат) парламента от Движения "5 звезд", ряды которого впоследствии покинул.
Скеттино был признан виновным в непреднамеренном убийстве нескольких человек, нанесении физического ущерба, доведении судна до крушения и приговорен к 16 годам тюрьмы. Однако наказание он начал отбывать лишь после окончательного подтверждения приговора в Кассационном суде в мае 2017 года. В мае 2022 года он может обращаться за смягчением меры пресечения и заменой заключения на альтернативные наказания. В тюрьме он изучает журналистику и юриспруденцию, а также дает уроки морского дела другим заключенным
Последствия крушения
От лайнера, построенного на верфях порта Генуи итальянской компанией Fincantieri и спущенного на воду в 2006 году, почти ничего не осталось. Все в той же гавани, куда его доставили на буксире, была осуществлена утилизация, обошедшаяся в €100 млн. 80% материалов были отданы на переработку и использованы во вторичном производстве, поскольку сам лайнер стоимостью почти полмиллиарда евро восстановлению не подлежал.
Всем пассажирам того трагического рейса, среди которых были 108 туристов из России, выплатили денежные компенсации. Компания-судовладелец Costa сrociere постановила сразу, что каждому пострадавшему будет выплачена компенсация в размере €11 тыс. При этом сумма компенсации семьям погибших достигала более одного миллиона евро. В результате все выплаты составили около €84 млн.
Сообщалось, что операция по ликвидации последствий обошлась, по некоторым подсчетам, Costa crociere в €600 млн, не считая потери лайнера, который был застрахован. Тем не менее компания продолжила работать. Гораздо более серьезный удар по круизному туризму нанесла пандемия.
Остров Джильо оправился после трагедии, хотя специалисты еще долго занимались очисткой дна. Воды вокруг острова, входящего в заповедный Тосканский архипелаг, отличаются особой чистотой и уникальной морской флорой и фауной. Как рассказывал корреспонденту ТАСС пять лет спустя после трагедии мэр Джильо Серджо Ортелли, туристический поток так до конца и не восстановился. Однако внешне, по наблюдениям корреспондента ТАСС, размеренный сезонный круговорот вернулся в обычное русло.
В последние два года он, разумеется, был снова нарушен пандемией. Примечательно, что в ее первую волну весной 2020 года была выдвинута гипотеза, что у островитян может быть иммунитет к COVID-19, поскольку на Джильо не регистрировались случаи заражения. Было даже опубликовано научно обоснованное исследование. Однако последующий опыт продолжающейся пандемии развеял эту теорию.