Психологи МЧС советуют дозировать просмотр новостей на фоне военной операции на Украине

Следует просматривать новости несколько раз в день в какое-то определенное время, считает заместитель директора Центра экстренной психологической помощи МЧС Лидия Тимофеева

МОСКВА, 5 марта. /ТАСС/. Психологи МЧС России советуют дозировать просмотр новостей, защищая себя от эмоциональной перегрузки на фоне военной операции на Украине.

"В такой ситуации в первую очередь очень важно дозировать потребление информации, потому что сейчас этой информации очень много, самой разной в различных источниках. <...> Такой огромный поток для нашей психики является перегрузкой, поэтому мы со своей стороны рекомендуем выбрать несколько новостных источников, которым вы доверяете, которые вам интересны, и определить время, когда вы эту информацию потребляете", - рассказала в интервью ТАСС заместитель директора Центра экстренной психологической помощи МЧС России Лидия Тимофеева.

Она посоветовала просматривать новости несколько раз в день в какое-то определенное время. "Также определите для себя, сколько вы на это уделяете времени. Таким образом, можно себя защитить от информационной перегрузки, оставаться в курсе событий, в актуальном информационном поле, но при этом не дать информационному потоку, как морской волне, захватить себя целиком. Это один из способов сохранения стабильного состояния", - сказала Тимофеева.

По ее словам, другой способ сохранить стабильное психологическое состояние - это продолжать заниматься привычными делами. "То есть составить план на день, который соответствует обычному ритму жизни, стараться по возможности его придерживаться, давать себе ощущение последовательности, системности и тем самым возвращать себе чувство стабильности", - отметила замглавы ЦЭПП.

О состоянии жителей ДНР и ЛНР

Психологи МЧС отмечают улучшение психологического состояния жителей ДНР и ЛНР, находящихся в пунктах временного размещения в России, сообщила Тимофеева.

"Сейчас они уже постепенно адаптируются, привыкают к новому месту, где они находятся, их состояние стабилизируется. Но это не значит, что люди перестают переживать из-за происходящего дома, в Донбассе. Это значит, что их эмоции, их психологическое состояние становится ровнее", - сказала она. По словам Тимофеевой, первые несколько дней жители Донбасса, вынужденно покинувшие свои дома, испытывали очень острые эмоциональные переживания. "Сейчас постепенно у них вырабатывается иной режим жизни, многие дети ходят в школу, возобновились занятия, а это тоже все вырабатывает привычный уклад", - добавила она.

По ее оценке, в целом их состояние соответствует сложившейся ситуации, в которой "невозможно быть абсолютно стабильным и спокойным". "В первую очередь это касается людей, которые были непосредственными свидетелями обстрелов, военных действий, иных подобных событий, которые экстренно принимали для себя решение покинуть свой дом" - уточнила Тимофеева.

Она сообщила, что с 18 февраля, когда в ДНР и ЛНР была объявлена эвакуация, психологическая помощь понадобилась более 6 тыс. эвакуированным жителям Донбасса. С ними работают более 120 психологов МЧС, оказывая психологическую поддержку как в индивидуальном порядке, так и в группах. "Наша первая задача - это помочь человеку справиться с острыми эмоциями. Вторая - помочь адаптироваться, сориентироваться в условиях, в которых человек оказался. <...> Ну и, естественно, отдельное направление работы - это индивидуальные запросы по проблемам, с которыми человек сталкивается и которые для него сейчас становятся невыносимыми для переживания в одиночестве", - рассказала Тимофеева. Она пояснила, что в основном они связаны с тревогой, страхом, в том числе за будущее, боязнью за своих близких, свою жизнь, жизнь детей. "Это основные темы, с которыми наши специалисты сейчас работают", - сообщила замглавы ЦЭПП.

Она добавила, что после решения вопросов обустройства на первый план у людей начинают выходить переживания за будущее. "С этими эмоциями справляться сложно, поэтому наши специалисты помогают выстроить людям эмоциональную поддержку внутри семьи, определить внутренние приоритеты, цели, сформировать психологические ресурсы, которые будут помогать справляться с переживаниями", - добавила Тимофеева.

О подготовке цикла занятий для борьбы со стрессом

Психологи подготовили для жителей Донбасса, эвакуированных в Россию, специальный цикл занятий для борьбы со стрессом, отметила Тимофеева.

"В рамках взаимодействия между ЦЭПП МЧС России и организацией волонтеров-медиков достигнуты договоренности о цикле занятий, рассчитанном на четыре возрастные группы. Он посвящен вопросам формирования навыков саморегуляции", - сказала она. По ее словам, для каждой возрастной группы предусмотрены три занятия, которые научат людей самостоятельно справляться с тревожными состояниями, помогать в этом своим детям. "Сейчас этот проект мы начнем реализовывать на территории Ростовской области. Надеюсь, что в начале следующей недели цикл занятий начнется на территории других субъектов РФ, где развернуты пункты временного размещения, силами волонтеров-психологов, которые состоят в движении "Волонтеры-медики", - сообщила Тимофеева.

Кроме того, психологи МЧС, которые работают в пунктах временного размещения, несколько дней назад приступили к проведению занятий с находящимися там людьми, чтобы помочь сформировать у них навыки, которые в будущем помогут справляться со стрессом. "Наши специалисты также проводят психологические просветительские занятия на тему возрастно-психологических особенностей детей, на которых объясняют, как дети переживают те или иные травматические события", - рассказала замдиректора ЦЭПП.

Она пояснила, что, как правило, состояние ребенка очень сильно зависит от состояния взрослого, который находится рядом с ним. По ее словам, дети в разных возрастных группах по-разному воспринимают окружающий мир, задают вопросы, которые их волнуют. Специалист посоветовала "подбирать слова, которые ребенок поймет, то есть разговаривать с ним на его языке, и обязательно честно отвечать на его вопросы". "Важно выстраивать для ребенка и режим дня, чтобы у него появлялось ощущение стабильности. Например, в 08:00 мы завтракаем, в 08:30 начинаются занятия, потом делаем уроки, потом обедаем. Таким образом, обязательно должна быть выстроена последовательность действий, потому что детям, да и взрослым на самом деле тоже, это дает ощущение стабильного движения времени и постоянства", - отметила Тимофеева.