Сначала маску на себя, потом — на ребенка
Сдача экзаменов детьми и подростками — чаще всего большое испытание не только для детей, но и для всей их семьи. Родители, сами не понимая того, загоняют детей в состояние сильного стресса, считает доцент кафедры детской психиатрии Российской медицинской академии последипломного образования Елена Морозова.
"Родителям нужно понимать, что они своим напряжением и недовольством устраивают ребенку тяжелое испытание, даже если не говорят вслух о своих страхах. Ему эти эмоции взрослых все равно транслируются. Надо подумать о своем состоянии, если не получается справиться, — обратиться к специалисту, к психотерапевту. Не нужно передавать свои страхи и опасения ребенку".
Елена Морозова объясняет, что нервничают из-за предстоящих экзаменов не только родители детей с невысокой успеваемостью.
"Часто, так скажем, "престижные" родители — люди, занимающие высокие должности, состоятельные, амбициозные люди — крайне болезненно воспринимают даже четверку, полученную ребенком. Но не надо забывать, что ребенок должен учиться по своим способностям и в удовольствие. Не из страха наказания".
Бесконечные тренировки перед экзаменами, натаскивание, которое осуществляют некоторые родители, могут негативно сказаться и на психическим состоянии детей, и на результатах реальных экзаменов, считает заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Евгений Ямбург.
"Родителям надо прекратить нагнетать тревогу и свои неврозы передавать детям. Мы в школе тренируем детей, проводим репетиции экзаменов. Но нужно давать детям паузы. Могу сказать, что дети, которые не живут под кнутом родителя, сдают экзамены гораздо лучше. И родители, и учителя должны помнить, что самое главное — психическое здоровье ребенка. Остальное вторично".
"Не сдам — жизнь пойдет под откос"
Психологи счиатют, что и родителям, и учителям нельзя недооценивать степень опасности детских переживаний. Важно также понимать, какие установки за ними кроются.
"В моей практике, к сожалению, были случаи суицидов детей, которые не выдержали этого напряжения, — рассказывает Елена Морозова. — Причина такой трагедии — страх, установки "я не оправдаю доверия", "я не соответствую ожиданиям", "меня будут ругать", эти страхи провоцируют и подогревают не только родители, но и педагоги — когда они задолго до ЕГЭ повторяют детям, что экзамены — очень трудно, сложно, что к ним нужно очень долго и трудно готовиться".
Из-за такого давления, по мнению Елены, у многих детей складывается ощущение грядущего фатального провала: что если он завалит экзамены, то жизнь пойдет под откос. В то же время дети, которых не дергают, а поддерживают дома и в школе, не так сильно переживают эти события.
"Конечно, они тоже волнуются, нервничают, но до суицида эти переживания не доводят, — объясняет Елена. — Родителям нужно помнить, что давление не делает детей сильнее, не активизирует их, не повышает мотивацию, результаты не становятся лучше. Детей надо разгружать. Есть такой феномен, как эмоциональная дезорганизация деятельности, когда при очень сильных эмоциях происходит интеллектуальное отключение. Ребенок тогда вообще не способен воспринимать и давать адекватные ответы".
Сильный стресс при подготовке к экзаменам испытывают не только дети и подростки — студенты тоже его переживают, считают специалисты. Особенно если для поступления были задействованы большие силы и ресурсы семьи.
"Не могу сказать, что студенты относятся к учебе проще, — там иной страх, чем в школе: вылететь из университета, потерять место в общежитии, страх подвести родителей, которые готовили к поступлению, возлагали надежды. Стресс и тревожность усиливаются, если уже были неудачи на экзаменах по определенным предметам".
И все же студенты и взрослые учащиеся иначе реагируют на оценки и перспекиву провала, считает клинический психолог Владимир Крупин.
"В высших учебных заведениях оценки не имеют такого значения. У взрослого учеба связана с некоторыми представлениями о своем будущем. Он понимает, зачем он учится, зачем ему аспирантура или курсы повышения квалификации. Это полярно противоположная мотивация, чем в школе. Человек, который сам платит свои заработанные деньги на учебу, — это совсем другое отношение и к учебе, и к оценками, и к коллективу, с которым он учится".
Подростки же, по мнению психолога, часто воспринимают школу и экзамены как неизбежность, в отличие от выпускников школ, перед которыми открыты разные дороги.
"После школы образование может быть, а может и не быть, есть разные варианты, можно и со средним образованием сделать неплохую карьеру и построить успешный бизнес, а школа — обязательная программа, школу нельзя бросить, это корабль, с которого нельзя убежать, — объясняет Владимир Крупин. — И кому-то неизбежность предстоящего дает некоторое успокоение: все сдают, и я сдам, никуда от этого не денешься, а других вводит в панику".
Одна из главных задач родителей и учителей, считает психолог, убеждать детей в том, что оценки и результаты экзаменов не нужно воспринимать как оценку собственной личности.
"Дети воспринимают оценку не как отражение его знаний, а как оценку себя как личности, как человека, — говорит Владимир Крупин. — То есть если получил двойку, то ты плохой, недостойный уважения. Оценка о себе у подростков формируется, основываясь на оценках школьных. Даже если это двоечник или троечник и внешне равнодушен к своим плохим результатам, подсознательно он уверен, что хуже или глупее других, что на него смотрят косо".
"Перфекционизм — отрава"
Отдельная категория учащихся, по мнению специалистов, — излишне требовательные к себе дети и подростки. Нередко перфекционизм воспитывается самими родителями, которые переживают любую неудачу ребенка как свое собственное поражение, считают, что высший результат — единственно приемлемый, и требуют его от детей.
"Ребенок приносит дневник с пятерками, а родители говорят: "Ну и что, так и должно быть, а что ты еще должен приносить, не четверки же? Четверка — это не оценка". Разрушительная модель воспитания приводит к печальным последствиям и откладывает отпечаток на всю будущую жизнь ребенка", — говорит Владимир Крупин.
Он отмечает, что именно дети сильнее всего страдают от завышенных ожиданий к себе.
"Перфекционизм в любом возрасте — сильная отрава для человека, что в подростковом, что во взрослом. Но подростку сложнее осознать свой перфекционизм и отделить его от перфекционизма его родителей. Взрослому человеку это сделать немного проще. Среди студентов MBA я редко встречал людей, которые бы переживали, что у них что-то не получится в учебе. Этого нет на поверхности, тогда как у подростков это встречается часто".
Елена Морозова советует родителям, чьи дети с трудом переживают неудачи и во всем стараются добиться наивысших результатов, постоянно говорить с ними о том, что жизнь на плохой или неудовлетворительной для ребенка оценке не заканчивается, что оценка не может повлиять на отношение к нему родителей, близких, друзей.
"Вселяйте в ребенка уверенность в себе, объясняйте, что верите в него и будете любить в любой ситуации", — советует детский психолог.
Педагог Евгений Ямбург подчеркивает, что даже в случае провала ЕГЭ экзамен можно пересдать в августе, а за лето к нему получше подготовиться.
"На ЕГЭ жизнь не кончается. Нужно любить своего ребенка и не думать, что его карьера важнее, чем его здоровье. К тому же ЕГЭ не единственный способ поступления после школы. Есть университеты с творческим конкурсом, есть профессиональные училища, и это давно уже не те ПТУ, которых все боятся. После их окончания можно переходить в институты сразу на второй-третий курс", — объясняет учитель.
Как помочь подготовиться?
Главное правило при подготвовке к любым экзаменам, по мнению специалистов, грамотное планирование времени и чередование работы и отдыха.
"Должен быть режим труда и отдыха, полноценный сон, проветренное помещение, прогулки, хорошее питание. Не надо стращать, важно создать благоприятную атмосферу для учебы. Можно придумать ритуалы, которые бы помогали ребенку: положить тетрадь под подушку накануне экзамена, чтобы все прочитанное усвоилось, пяточок под пяточку, взять с собой на экзамен или контрольную талисман — тревожным детям это помогает снять напряжение и сосредоточиться на ответе учителю, комиссии".
Евгений Ямбург считает, что успех сдачи экзаменов детьми зависит от организации учебного процесса в школе, от индивидуального подхода учителей к каждому ученику и понимания особенностей ребенка:
"Поверьте, если в школе грамотно выстроена работа, то экзамены ни для кого не стресс. Объясню. Например, сейчас много спекуляций о том, что перевод детей на дистанционное обучение во время пандемии загубил образование. А я скажу, что они сдавали экзамены — живьем, кстати, — не хуже, а лучше, чем в предыдущие годы. Почему это произошло? Вот есть дети-интроверты, которые стесняются выходить к доске, отвечать при всех. А вот на изоляции они быстро поднялись с троечников на хорошистов, а экзамены и вовсе сдавали на пятерки. И кому-то гибридный формат учебы, когда часть занятий проходит онлайн, больше подходит".
Евгений Ямбург рассказал ТАСС, что в его школе учителя стараются эмоционально разгружать детей, вовлекая их во внеклассные занятия, в постановки школьных спектаклей.
Специалисты отмечают, что выстраивать учебный процесс нужно задолго до выпускных экзаменов, вовремя обращать внимание на проблемы ребенка в школе. Если родители замечают равнодушие и бездействие школьника, нежелание учиться, стоит не читать нравоучения, а попытаться понять причины такого поведения.
"Это может быть отсутствие интереса, неинтересные уроки в школе, а может быть отсутствие навыка работать. Могут мешать учится проблемы с вниманием, неумение сосредотачиваться. Возможно, нужно позаниматься с ребенком или прибегнуть к помощи учителя, репетитора. Сходите к психологу, чтобы разобраться, почему ребенку неинтересно, чего он вообще хочет, что мешает ему учиться. Возможно, у него своя мечта, а вы уже построили для него модель будущего, выбрали вуз, профессию, которая ему не близка. Возможно, у ребенка есть свои душевные, внутренние проблемы, которые нужно не откладывая решать. Проблемы и сложности каждого ребенка должны понимать и учителя и подбирать подход к нему".
Если ребенку скоро поступать, а он не определился куда, стоит заранее познакомить его с разными вариантами, советует Елена Морозова.
"Сейчас дети крайне редко бывают на работе у своих родителей, иногда очень смутно понимают, чем те занимаются. Полезно работать волонтером, участвовать в разной деятельности, чтобы понять, что ему близко, — говорит психолог. — Часто родители не могут принять выбор ребенка. У меня был на терапии мальчик — мечтал поступать в театральный, а мама была категорически против, потому что мальчик — талантливый математик. И в представлении мамы выбор сына был неправильный. Но ребенок боролся за свой выбор. И чем больше давление, тем больше будет сопротивление. В таких ситуациях советую стараться понять своего ребенка и уважать его выбор".