ПЕТРОЗАВОДСК, 19 апреля. /ТАСС/. Выставка архивных документов "Без срока давности. Суды истории" открылась во вторник в Национальной библиотеке Карелии. Материалы для экспозиции подготовлены на основе результатов одноименного федерального проекта, сообщила замминистра образования и спорта Карелии Жанна Петрова.
"Сегодня в День единых действий в память о геноциде советского народа нацистскими пособниками в годы Великой Отечественной войны мы открываем выставку в Республике Карелия, которая называется "Без срока давности. Суды истории" и посвящена она Нюрнбергскому, Токийскому и Хабаровскому процессам. Эта выставка будет представлена не только на выставочных панелях, но и в цифровом формате", - рассказала представитель регионального ведомства во время церемонии открытия экспозиции.
В основе стендовой выставки лежат фотографии и архивные документы, которые были рассекречены и опубликованы в рамках федерального проекта "Без срока давности". Благодаря ему были составлены 23 сборника документов о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны. Один из томов посвящен преступлениям финского оккупационного режима на территории Карелии, где в годы войны действовали 14 концентрационных лагерей для этнически русского населения. Как рассказал один из авторов-составителей тома, директор института истории, политических и социальных наук Петрозаводского госуниверситета, профессор Сергей Веригин, впервые были названы конкретные имена военных, причастных к издевательствам над мирным населением на оккупированных территориях Карелии.
По словам Веригина, в отличие от режима нацистской Германии, финские оккупационные власти не использовали газовые камеры и расстрелы на оккупированных территориях. В то же время объемы трудовой повинности, нормы питания и условия содержания узников позволяют говорить об этом как о геноциде без оружия. Согласно официальной доктрине, две трети территории Советской Карелии должны были войти в состав "Великой Финляндии", где могло жить финно-угорское население, этнически русских предполагалось заключить в концентрационные лагеря или выселить за пределы.
Оккупация Карелии
К февралю 1941 года большая часть населения Карелии была эвакуирована, в своих домах остались 86 тыс. человек, из которых основную часть составляли женщины, старики, дети и подростки. Из них только 36 тыс. человек были финнами, вепсами или ингерманладцами. Уже к апрелю 1942 года около 24 тыс. мирных жителей, треть оставшегося населения Карелии, попали в концлагеря.
"Финские исследователи, которые занимаются этой проблемой, называют цифру в 4-4,5 тыс. мирных граждан, погибших в концлагерях, но эта цифра явно занижена. В материалах государственной чрезвычайной комиссии, которая работала после освобождения Петрозаводска и Карелии от финской оккупации, дается цифра в 7-8 тыс. погибших", - отметил Веригин, добавив, что окончательная цифра жертв неизвестна по причине того, что списки погибших зачастую велись небрежно.
В 1990-е годы Финляндия передала в национальный архив Карелии списки погибших в концлагерях, но в них также содержатся неполные данные. "Преступления против гражданского мирного населения на оккупированной территории Карелии 1941-1944 годов не обезличены. Многочисленные архивные документы, в том числе недавно рассекреченные, свидетельства узников концлагерей показывают нам конкретных исполнителей политики финского оккупационного режима. Это руководители военного правительства Восточной Карелии, начальники и коменданты лагерей, концлагерей, трудовых лагерей, охранники, надзиратели", - сказал Веригин.
19 сентября 1944 года Финляндия вышла из Второй мировой войны на основе соглашения о перемирии с СССР и Великобританией. Несмотря на то, что одним из условий было обязательство о сотрудничестве в поисках, задержании обвиняемых в военных преступлениях и суда над ними, из списка в 61 человека найдены были только 45. Из них 30 были освобождены за отсутствием вины, 14 наказали лишением свободы, а один человек получил штраф. Остальные подозреваемые не были найдены финскими властями, которые сослались на "неясность списка", а советская сторона не стала настаивать на его уточнении, добавил Веригин.