17 мая 2022, 18:46,
обновлено 17 мая 2022, 19:04
Ситуация вокруг выхода России из Болонской системы

Глава РАО заявила, что нужно дать правовую оценку участию вузов в Болонском процессе

Предложения о выходе из процесса и возвращении к специалитету Ольга Васильева назвала закономерными

МОСКВА, 17 мая. /ТАСС/. Участию российских вузов в Болонском образовательном процессе, когда обучение строится по системе "бакалавриат - магистратура", стоит давать правовую оценку, считает президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева.

Звучащие сегодня предложения о выходе из процесса и возвращении к специалитету Васильева назвала закономерными. Она отметила, что из-за Болонского процесса высшее образование в европейских странах стало элитарным, хотя раньше для большинства студентов оно было доступным.

"Прошли десятки лет, но вопросов и сегодня остается очень много. Я убеждена: необходимо начать давать правовую оценку участия российских вузов в Болонском процессе, реализовывать механизмы увеличения доли специалитета в структуре программ отечественного высшего образования", - отметила Васильева в ходе конференции "Образовательное законодательство и проблемы правоприменения: тренды и перспективы". Ее слова приводит пресс-служба РАО в социальной сети "ВКонтакте".

Вместе с тем Васильева допустила, что по некоторым направлениям подготовки система "бакалавриат-магистратура" вполне возможна, также стоит подумать о тех, кто уже получил дипломы.

"Справедливости ради стоит сказать, что по некоторым направлениям подготовки система "бакалавриат-магистратура" вполне возможна. Но разве можем мы сказать то же самое, например, об инженерах, юристах, врачах? Кроме того, мы всегда эффективно использовали свою "мягкую силу" - экспорт образования. Огромному количеству иностранных студентов, которые обучаются в нашей стране, наверняка удобнее та форма диплома, которая принята в странах, где они планируют работать. Поэтому в таких вузах, как РУДН, возможно, целесообразно сохранить деление на бакалавриат и магистратуру", - отметила Васильева.

Ранее вице-спикер Госдумы Петр Толстой в ходе выступления в Совфеде заявил, что система образования в РФ не отвечает потребностям времени, "многие специалисты и коллеги говорят о необходимости выхода из Болонской системы и возврата к традиционной русской системе образования".

О Болонском процессе

Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года. Cистема предусматривает двухуровневую систему образования - бакалавриат и магистратура. При этом российская система образования, кроме уровней бакалавриата и магистратуры, предусматривает подготовку кадров по уровню специалитета с нормативным сроком освоения образовательных программ пять-шесть лет.

23 марта пресс-служба Минобрнауки РФ сообщала, что министерство не обсуждает отказ от участия в Болонском процессе.

В начале апреля и. о. вице-президента Российской академии образования, президент РУДН, экс-министр образования (1998-2004) Владимир Филиппов отмечал, что отказ о участия в процессе и возврат к одноуровневому высшему образованию чреваты тем, что дипломы российских вузов могут признаваться за границей только на уровне бакалавриата. Он добавил, что почти 100% стран мира используют систему "бакалавр-магистр", в том числе Китай и Индия.