МОСКВА, 29 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Подавляющее большинство граждан России (84%) одобряют введение Россией ответных санкций на санкции стран Запада и ожидают от них стимула для развития отечественной экономики. Об этом говорится в докладе "Народ и санкции", представленном на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС. Он был подготовлен Центром политического анализа (ЦПА) по данным ведущих социологических служб, в том числе специально заказанных опросов.
"Россияне были морально готовы"
Жители России "были морально готовы к введению режима санкций" западными странами, отмечают авторы исследования, опираясь на данные, полученные в первой половине года. Еще с начала года опросы фиксировали "понимание того, что международная обстановка накаляется", а отношения с Западом у России ухудшаются.
По данным исследования, россияне довольно резко восприняли санкции со стороны западных государств, при этом ответные санкции РФ "воспринимались как само собой разумеющееся еще до их введения". Когда же решение об ответных санкциях было принято, они "не только не были восприняты негативно, но в них большинство россиян нашли и вполне ощутимый позитив", отмечается в докладе.
Так, россияне полагают, что отечественные продукты питания лучше иностранных или одинаковы по качеству.
Потому запрет на импорт продовольствия из ряда стран является позитивным стимулом для развития отечественного сельского хозяйства и пищевой индустрии, а также благом для собственно потребителей.
Согласно результатам исследования, от 50 до 80% респондентов нынешняя "санкционная война" коснуться не может в принципе, поскольку они просто не покупают те товары, вокруг запрета импорта в Россию которых в социальных сетях ведутся жаркие споры. Кроме того, высок процент тех, кто, хотя и покупает попавшие под запрет продукты, но готов отказаться от их потребления ради того, чтобы наша страна по-прежнему отстаивала на мировой арене свою независимость.
Кто и от чего готов отказаться
Авторы доклада проследили отношение различных групп граждан к исчезновению наиболее "дискуссионных" групп продуктов.
Самой патриотически настроенной социальной группой оказались чиновники. Они без проблем готовы отказаться от знаковых импортных продуктов. Однако, как отмечают социологи, и у чиновников оказались свои слабости - они любят пармезан, семгу и суши и не хотели бы от них отказываться.
79% респондентов готовы расстаться с испанскими апельсинами и мандаринами, примерно столько же опрошенных согласны отказаться от норвежской селедки. 30% потребителей норвежской семги не хотят от нее отказываться. А из тех, кто раньше пробовал суши, 37% не согласны лишиться этого блюда ради интересов страны.
Опросы выявили любопытные особенности отношения к продуктам иностранного происхождения граждан, симпатизирующих различным партиям. Например, 36% избирателей ЛДПР не готовы отказаться от кока-колы, которая в санкционный список не вошла. Сторонники Владимира Жириновского также сильно привыкли к немецкому пиву (42%) и к норвежской селедке (33%). Однако еще больше не желающих отказываться от немецкого пива оказалось среди избирателей "Справедливой России" (под 60%) и КПРФ (примерно половина).
Самыми патриотичными оказались сторонники "Единой России". Именно ее электорат в большей степени демонстрирует "продуктовый патриотизм", причем ровный и по всей номенклатуре товаров, предложенной в опросе.
Данные для исследования были получены посредством массового опроса, проведенного по заказу ЦПА Всероссийским центром изучения общественного мнения в августе 2014 года.