Фальков: новые реалии и качество образования обусловили отказ от Болонской системы
По словам главы Минобрнауки, из этого не следует, что России необходим "коренной слом"
МОСКВА, 31 мая. /ТАСС/. Отказ от Болонской системы образования обусловлен новыми условиями, в которых оказалась Россия, а также тем, что ее внедрение не привело к достижению определенных целей по качеству образования. Об этом сообщил во вторник ТАСС глава Минобрнауки Валерий Фальков.
"В новых условиях стало очевидно, что отечественная система высшего образования должна претерпеть существенные изменения. С одной стороны, это обусловлено кардинальной перенастройкой технологических и экономических процессов, адаптацией экономики к новым реалиям. С другой стороны, за прошедшие двадцать лет внедрения базовых особенностей Болонской системы стало очевидно, что ряд из них не способствует достижению тех целей, которые мы ставили перед собой изначально. Например, поступление в магистратуру без профильного образования зачастую ведет к снижению качества образования", - заявил он.
Из этого не следует, что России необходим "коренной слом", уточнил Фальков. "На старте нового этапа развития отечественной системы высшего образования нам надо прагматично подойти ко всему накопленному опыту, отделить зерна от плевел", - отметил министр.
Вектор развития
По словам Фалькова, сегодня нужно, чтобы отечественные университеты вместе с индустриями, реальным сектором экономики, "исходя из новых вызовов, принимали взвешенные решения и определяли, какие форматы нужны для развития конкретных отраслей".
"В новой системе должно быть интегрировано все лучшее, что было в нашей истории и в советское время - опыт МИФИ и Новосибирского госуниверситета, и в новейшей истории, а это последние 20-30 лет. Мы понимаем, что образование "живет" длинными циклами и любые непродуманные, скороспелые решения способны принести больше вреда, чем пользы. Но целеполагание менять пора. Стратегический вектор развития должен быть иным", - добавил министр.
Фальков отметил, что Россия продолжит "выстраивать отношения с коллегами со всего мира, как и прежде, на основе фундаментальных принципов, по которым живут университеты уже не одно столетие". Это - автономия, академические свободы, мобильность, участие студентов и преподавателей в управлении университетом и так далее. Новую систему высшего образования планируется проектировать, опираясь на эти принципы и учитывая предыдущий опыт развития, она будет привлекательна для иностранцев и станет полностью отвечать национальным интересам, сказал министр.
24 мая Фальков назвал Болонскую систему образования "прожитым этапом", заявив, что в России появится своя система. Ведомство предполагает переходный период от Болонской системы к национальной, радикальной смены не будет.