Косачев: Россия вступала в Болонскую систему образования "на иллюзиях начала нулевых"
Вице-спикер Совета Федерации заявил, что вхождение в Болонскую систему было "продиктовано не столько соображениями профессионального характера, сколько соображениями характера политического"
МОСКВА, 6 июня. /ТАСС/. Вхождение России в Болонскую систему образования стало не самым удачным опытом, решение было продиктовано политическими соображениями. Об этом заявил в понедельник вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.
"Опыт не самый удачный, скажем мягко. Вступали мы в эту систему на иллюзиях начала нулевых годов, когда казалось, что Россия во всем должна соответствовать неким стандартам, которые вырабатываются с западной стороны Российской Федерации. Закрывая глаза на те пробелы в понимании ситуации, которые, безусловно, существовали, мы приняли для себя решение, которое, наверное, было продиктовано не столько соображениями профессионального характера, сколько соображениями характера политического", - отметил сенатор.
Он напомнил, что на тот момент Болонская система существовала считанные годы и не была апробирована в полной мере даже на Западе. По мнению Косачева, России нужно искать собственный путь развития отечественной системы высшего образования. "С другой стороны, ни в коем случае не рубить с плеча. Потому что то, что происходило в нашей стране в контексте развития системы образования в последние два десятилетия, не может быть отменено сегодня или завтра. На этом завязано очень много людей, судеб людей, на этом завязано очень много систем, которые действуют в тех или иных вузах, в тех или иных субъектах РФ. И те решения, которые нам предстоит обсудить и согласовать, совершенно точно должны быть поэтапными", - уверен парламентарий.
Он призвал абстрагироваться от политической составляющей при обсуждении национальной системы высшего образования. Вместе с тем, по мнению вице-спикера СФ, необходимо учитывать опыт последних трех лет. "Нас не ждут во многих странах, где Болонская система применяется. Совершенно точно то, что мы будем делать в нашей стране, не просто не будет допускаться в другие системы, но часто будет сдерживаться и блокироваться нашими недоброжелателями. И в этом смысле наши решения о входе в предстоящую реформу не могут откладываться надолго. Надо понимать, что во многом эти решения неизбежно будут носить мобилизационный характер, потому что сама ситуация подразумевает оперативную реакцию на происходящее вокруг России", - сказал Косачев.
Он подчеркнул, что все "решения в конечном итоге должны выдержать проверку временем". По мнению Косачева, главное - вести диалог со всеми, кого будет касаться реформирование системы высшего образования.
О Болонской системе
Дискуссия по поводу целесообразности Болонской системы образования в России ведется с 2003 года, в том числе этот вопрос неоднократно поднимался и в текущем году на фоне обострения отношений с Западом. В частности, 17 мая вице-спикер Госдумы Петр Толстой заявил, что система образования в РФ не отвечает потребностям времени, а многие специалисты говорят о необходимости выхода из Болонской системы.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков 24 мая назвал Болонскую систему образования "прожитым этапом", заявив, что в России появится своя система. Отказ от Болонской системы и переход на специалитет может усилить качество подготовки педагогов в России, заявили в пресс-службе Минпросвещения РФ.
Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года. Болонская система предусматривает двухуровневую систему образования - бакалавриат и магистратура. При этом российская система образования, кроме уровней бакалавриата и магистратуры, предусматривает подготовку кадров по уровню специалитета с нормативным сроком освоения образовательных программ пять-шесть лет.