В Госдуме заявили о необходимости прагматизма при модернизации системы высшего образования

Глава комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев подчеркнул, что основная задача в настоящий момент - разработать собственную национальную образовательную модель

МОСКВА, 9 июня. /ТАСС/. Базой для совершенствования системы высшего образования должен стать здоровый и рациональный прагматизм, написал в своем Telegram-канале в четверг глава комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. Он также сообщил о начале работы комитета над подготовкой к парламентским слушаниям по вопросу разработки собственной образовательной системы в РФ.

"Начинаем подготовку к парламентским слушаниям. <…> Очевидно, что методологической базой совершенствования системы высшего образования для достижения поставленных целей должен быть здоровый, рациональный прагматизм", - отметил Кабышев.

Он подчеркнул, что основная задача сегодня - разработать собственную национальную модель высшего образования, которая бы эффективно обеспечивала сбалансированный учет потребностей экономики в квалифицированных кадрах, "индивидуальных интересов обучающихся, связанных с процессом профессионального самоопределения, и интересов педагогического сообщества, чье профессиональное достоинство должно быть надежно обеспечено". "При этом следует учитывать потребности конечного "заказчика" системы высшего образования в лице производства, науки, государства", - добавил депутат.

Как отметил Кабышев в беседе с корреспондентом ТАСС, при совершенствовании системы высшего образования необходимо придерживаться принципа "не навреди". В частности, сегодня в РФ ограничено количество специальностей, по которым предусмотрена подготовка на основе специалитета. По словам парламентария, это "стесняет университетскую автономию и сужает возможности для учета специфических отраслевых и региональных условий и потребностей, связанных с освоением конкретных специальностей". "При этом, хотя в каких-то случаях может быть резонным полный отказ от двухуровневого принципа, более предпочтительными, вероятно, являются гибкие решения, которые могут предполагать, в частности, те или иные формы обеспечения профильной взаимосвязи между ступенями высшего образования", - добавил депутат.

Он также подчеркнул, что любые меры, направленные на совершенствование существующей системы, "не должны приводить к ухудшению правового положения граждан, получивших высшее образования в рамках прежних условий".

"Третий принцип: не делать наспех. Обновление системы высшего образования должно происходить эволюционно, посредством принятия открытых, понятных решений, позволяющих всем заинтересованным субъектам адаптироваться к новым условиям", - указал Кабышев.

О переходе к собственной образовательной системе

Во вторник спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что палата 27 июня планирует провести парламентские слушания, на которых будут подняты вопросы преимуществ и недостатков Болонской системы, а также необходимости разработать собственную образовательную систему в РФ. Участие в слушаниях примут в том числе министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и руководитель Союза ректоров России Виктор Садовничий.

Фальков 24 мая назвал Болонскую систему образования "прожитым этапом", заявив, что в России появится своя система. Предполагается переходный период от Болонской системы к национальной, радикальной смены не будет.